04 июня 2015
"Точки роста" педагогического образования

4 июня в Институте психологии и образования КФУ открылась Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам разработки и апробации новых модулей и программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика».

Направление подготовки по этим программам -  психолого-педагогическое образование. Кроме того, программы предполагают академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. А посвященная им конференция проходит в рамках Международного форума по модернизации педагогического образования.

Было подано около 150 заявок на участие в конференции. С пленарными и секционными докладами выступят такие авторитетные отечественные специалисты в области педагогики, как А.Калимуллин и Р.Валеева (Казань),  В.Болотов и И.Демакова (Москва), И.Соколова (Санкт-Петербург) и др. Из дальнего зарубежья приехали  видные ученые И.Ментер и Н.Рашби (Великобритания), Т.Каппон и В.Броуверс (Нидерланды), Б.Оздемир (Турция), а также давно сотрудничающий с ИПиО М.Линч (США). 

Предмет дискуссии участников конференции - проблемы, связанные с модернизацией такой чувствительной отрасли, как педагогическое образование. В ходе пленарного заседания спикеры проанализировали такие злободневные вопросы, как разработка и внедрение модулей в образовательные программы по психолого-педагогическому направлению, особенности реализации профстандартов в указанной сфере, описание и применение лучших практик сетевого взаимодействия между педагогическими, классическими, исследовательскими и федеральными университетами.

В торжественном открытии и последовавшем за ним пленарном заседании конференции  приняли участие лица, внесшие вклад в ее организацию -  ректор  КФУ Ильшат Гафуров, директор ИПиО Айдар Калимуллин и завкафедрой общей и социальной педагогики ИПиО Роза Валеева. Пленарное заседание открыл докладом «Организационная и содержательная модернизация педагогического образования в КФУ» Ильшат Гафуров. Он ознакомил аудиторию со славной историей научных школ alma mater, подчеркнув, что основой их мирового признания которых стало внимание к педагогическому образованию.

Говоря о дне сегодняшнем, ректор отметил: «Сейчас наш университет – экспериментальная площадка для отработки новых моделей подготовки квалифицированных специалистов. Создаются педагогические отделения в Институте физики, Химическом институте, Институте международных отношений, истории и востоковедения. Используется распределенная модель подготовки, что позволяет улучшить подготовку выпускников».

Затем выступили гости форума - научный руководитель Центра оценки качества ВШЭ Виктор Болотов и президент Британской ассоциации педагогических исследований,  профессор Оксфордского университета Иан Джеймс Ментер. Виктор Болотов в сообщении  «К вопросу о реформе педагогического образования» затронул его модернизацию. Обозначив широкий контекст проблемы – направления реформ, связанные с модульностью, практической направленностью профстандартов, сетевым взаимодействием, – он предложил «рецепты» успешной модернизации в названной сфере: создание специальной библиотеки модулей, апробацию интернет-экзамена для бакалавров, описание лучших практик сетевого взаимодействия.

Пленарное заседание завершил  доклад Иана Джеймса Ментера. Он рассказал об особенностях реализации интегрированной модели педагогического образования в Великобритании. По мнению профессора Оксфорда, сегодня в Соединенном Королевстве нет единой системы педагогического образования. «Методология в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии серьезно отличается от Англии. Мы сможем достичь общей цели по улучшению результатов обучения, когда нам удастся соединить  научные исследования, политику и практику, когда исследователи, политики и практики будут действовать сообща, когда университеты, правительства и школы начнут понимать друг друга», - резюмировал британский специалист.

Источник информации: Айдар Муллаянов, фото Инны Басыровой.