16 мая 2015
"Теперь мы знаем, как работать, и умеем делать выводы!"

Студенты факультета иностранных языков Елабужского института КФУ подвели итоги своей исследовательской деятельности.

Итоговым форумом завершилось изучение студентами III-IV курсов факультета иностранных языков Елабужского института КФУ разделов Модуля "Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя", разработанных в рамках проекта, поддержанного министерством образования и науки РФ, "Усиление практической направленности будущих педагогов в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Педагогическое образование" (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования".

В течение нескольких месяцев студенты в условиях взаимодействия с учителями МБОУ "СОШ им. ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Н. ЕПАНЕШНИКОВА"  №3" г. Елабуги изучали основы профессионально-исследовательской деятельности учителя и проводили прикладные исследования по многим направлениям педагогической деятельности.

Выступая на форуме, студенты отмечали, что сначала они испытывали не энтузиазм, а испуг, вызванный новым и довольно сложным направлением деятельности и тем, что многое они должны будут разрабатывать сами. Затем к ним пришло осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности, способствующей повышению уровня профессиональной пригодности и конкурентоспособности учителя. Студенты обратили внимание на то, что они научились разрабатывать такие сложные исследовательские продукты, как программы исследования и эксперимента, тексты анкет и интервью, программы наблюдения, планы бесед и др. К ним пришло осознание того, что они способны делать это самостоятельно и восприняли это как награду. Так, выступая на форуме, Кабиров Ришат (4 курс, 131 гр.) сказал: "Мы впервые сами разрабатывали что-то новое, не зная, какой конечный продукт получим. На лекциях приезжающих в институт зарубежных педагогов, нам часто приходится слышать о том, что студенты европейских школ постоянно практикуются в изложении своего собственного мировоззрения, и в ходе самостоятельного поиска сами находят способы решения проблем. Нам приятно, что после изучения разделов данного модуля, и мы можем сказать: мы знаем, как работать, и умеем делать выводы! Студенты, которые прошли это обучение, получили мощный импульс к саморазвитию и научились обходиться без привычного нам копирования".

Ему вторили студенты 132 группы. Они подтвердили, что научились обосновано выражать свое мнение, разрабатывать технологические карты исследования и эксперимента, применять на практике различные методы для диагностики воспитанности учащихся и т.д. В целом, говорили они, мы не только обновили и расширили область знаний, мы приобрели ценнейший опыт, научились самостоятельно решать проблемные вопросы.

Романова Маша (4 курс, 133 гр.) обратила внимание на, что задания, которые выполняли студенты, были одновременно и сложными, и интересными. В процессе выполнения этих заданий шло постоянное усложнение, и, следовательно, развитие студентов. Усилению интереса к выполнению заданий способствовала их практическая реализация на базе школы.

"Я занимаюсь исследовательской деятельностью по разным научным направлениям с VIII класса, - призналась Раиля Илаева, (студентка III курса, 233 гр). В школе - по литературе, а в институте увлеклась психологией и социологией. И я уверена, что исследование - это самый результативный путь развития специалиста. Моя задача в этом эксперименте заключалась в получении теоретических знаний и практических навыков исследовательской деятельности, а именно в разработке и проведении наблюдения, составлении и проведении анкетирования, интервью и т.д. Это был первый опыт общения с учителями-практиками в плане проведения исследовательской работы, в результате которого мы поняли, что наше поколение педагогов уже более конкурентоспособно по отношению к ним, поскольку уже сейчас имеем опыт в разработке новых продуктов исследовательской деятельности: программы, технологии, планы, циклограммы, методики и т.д. Что же касается общения с учениками, оно было очень полезно: полученные в процессе наблюдения, например, сведения о занятости школьников в учебно-воспитательном процессе мы смогли использовать в курсовых работах и научных статьях".

На форуме прошла презентация электронного сборника материалов исследовательских работ "Student as Researcher". В него вошли лучшие студенческие разработки, которые станут достоянием каждого студента, участвовавшего в эксперименте. Молодые исследователи уверены, что он станет хорошим помощником для них в начале профессиональной деятельности. Кроме этого, были подведены итоги конкурса на разработку лучшего плана организации работы научного общества учащихся. Победителями стали: I место - 132 группа, II место - 133 группа, III место - 233 группа. Особо отличившиеся студенты, получили дипломы "Исследователь в образовании". Это Илаева Р., Литвиненко Е. и Фазлыева А.

Важная мысль прозвучала в выступлении Сибгатуллиной Г. (3 курс, 236 гр.): "Каждый из нас пересмотрел свои взгляды на деятельность современного учителя, которая привлекла многих студентов еще больше. Несмотря на труд и ответственность, эта деятельность является весьма интересной, а положительные результаты и успехи доставляют внутреннее удовлетворение".





 

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ