15 мая 2015
"А счастье было так возможно…"

14 мая в Институте филологии и межкультурной коммуникации состоялась встреча студентов и преподавателей с актерами и главным режиссером Татарского государственного театра драмы и комедии им. Карима Тинчурина Заслуженным актером РФ, заслуженным деятелем искусств РТ Рашидом Загидуллиным, посвященная обсуждению постановки пьесы Туфана Миннуллина «Төш» («Сон»).

«Когда я прочитал пьесу «Төш», я понял, что должен ее поставить», -  ответил главный режиссер Государственного театра драмы и комедии им. Тинчурина, Рашид Муллагалиевич Загидуллин на вопрос о том, почему он выбрал именно это произведение. Он отметил, что пьеса привлекла его не только сюжетом, но прежде всего необычной формой. Рашид Муллагалиевич рассказал, что спектакль настолько увлек и его самого, и труппу, что премьера состоялась буквально через месяц после начала работы над ним. «Ты поставил спектакль лучше, чем я написал», - такова была оценка автора пьесы Туфана Миннуллина.

Лейтмотивом встречи стал вопрос – почему счастье двух беззаветно влюбленных людей оказалось невозможно? По мнению Гульназ Науметовой, исполнительницы роли Елены, ее героиня – женщина, которая так и не смогла найти себя и свое место в жизни. Режиссер ставил перед Г. Науметовой сложную задачу – сыграть в одном спектакле семь разных женщин. Ей это действительно удалось: образ Елены постоянно трансформировался, до неузнаваемости менялся не только облик, но даже голос героини. Часто во время дискуссии к актерам обращались не как Гульназ Науметовой и Ильфаку Хафизову, а как Камилю и Елене. Наверное, это и есть лучшее доказательство того, как мастерски создавались образы на сцене. Например, у Ильфака Хафизова неоднократно спрашивали, почему он дал так много свободы Елене. Многие участники встречи видели причину несостоявшегося счастья именно в излишней мягкости Камиля. Артем Пискунов, который играет в спектакле одного из участников Хора, рассказал, что во время репетиций его самого переполняло желание встряхнуть Камиля, чтобы он перешел к более активным действиям.

Однако высказывались и совершенно другие предположения о том, почему случилась трагедия. Милеуша Мухаметзяновна Хабутинова, доцент кафедры татарской литературы и методики преподавания, подняла философские проблемы:  рока, судьбы, воли и разума, смысла жизни, связав их не только с судьбами героев пьесы, но  и современной молодежи.

Особый интерес студентов вызвала проблема национальной идентичности. В этой связи многие вспомнили образ Шурале, которого Камиль в своей сказке сделал красивым путем хирургической операций. Студенты высказали мнение, что пытаться ограничивать свободу человека или переделывать его характер противоестественно, это   ведет именно к потере идентичности, своего неповторимого «я». Ведь Шурале без рога—уже не Шурале. При этом говорили не только о национальной идентичности, но и о проблеме самоидентификации:  Елена не нашла  то дело или того человека, которому смогла бы посвятить свою жизнь. Неожиданную трактовку образа Шурале дал сам Рашид Загидуллин. Для него сказочный образ – это символ природы, чистоты, которую может видеть только Елена, которая чувствует красоту.

Заведующий отделением русской и зарубежной филологии имени Л.Н. Толстого профессор Резеда Фаилевна Мухаметшина отметила актуальность обсуждаемых проблем. Вопросы, связанные с темой любви, семейных отношений, смешанных браков,  диалога культур находят место не только в умах, но в сердцах современной молодежи. Невозможно  ответить на некоторые вопросы однозначно. Важнее сам процесс поиска такого ответа, ведь, как известно, в споре рождается истина.

Студенты и преподаватели поблагодарили актеров и главного режиссера театра  Рашида  Загидуллина за глубокое прочтение и мастерское воплощение на сцене пьесы Туфана Миннуллина «Тош»(«Сон»), пожелали коллективу творческих успехов, а также  выступили с предложением создания с нового учебного года «Театральной гостиной» на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского университета.