30 апреля 2015
Основные направления "Дорожной карты" Елабужского института КФУ

Программа повышения конкурентоспособности института была озвучена директором Еленой Мерзон на общем собрании профессорско- преподавательского состава.

Озвучивая содержание Второго этапа Программы повышения конкурентоспособности Елабужского института КФУ (Дорожная карта) в 2015-2016 гг., свое выступление Елена Мерзон начала с анализа выполнения показателей первого этапа Дорожной карты (2013-14гг).

В 2014 году к осуществлению научной и образовательной деятельности были привлечены 21 ведущих российских и иностранных специалистов и ученых, были реализованы 8 научно-исследовательских проектов с привлечением ведущих зарубежных и российских ученых и совместно с перспективными научными организациями. В числе таких проектов: "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования" (совместно с Институтом иностранных языков и медиа-технологий Университета Грайфсвальда (Германия), Удмуртским государственным университетом (Россия));"Молодежные культуры: проблемы ценности" (совместно с Университетом Уорвика (Великобритания); "Инновационная деятельность в образовательном учреждении" (совместно с Техасским университетом в Эль Пасо (США), Хайфским университетом (Израиль), Техническим университетом Дрездена (Германия), Алтайским государственным университетом (Россия));"Мониторинговые исследования хищных птиц" (совместно с Витебским государственным университетом (Белоруссия), Синцзянским институтом экологии и географии (Китай)) и другие.

Были созданы 3 Международных научно-образовательных центра (лаборатории): Международный научно-образовательный центр изучения молодежных культур, Международная лаборатория c распределенным участием "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования" и лаборатория компаративных и междисциплинарных исследований в образовании.

На руководящие должности в созданные центры и лаборатории привлечены зарубежные специалисты, имеющие опыт работы в ведущих зарубежных университетах и научных организациях. Доктор Гололобов И.В. (Университет Уорвика, Великобритания) возглавил Международный научно-образовательный центр изучения молодежных культур, доктор Кудрявцева Е.Л. (Университет Грайфсвальда, Германия) руководит Международной лабораторией c распределенным участием "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования".

В числе значимых Международных конференций и форумов, которые были проведены в течение года в Елабужском институте КФУ:VII Международная тюркологическая конференция "Современная тюркология: язык, литература, история и культура тюркских народов", VII Международные Цветаевские чтения, V Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге и Международная научная конференция "Экологическая история в России: этапы становления и перспективные направления исследований".

В журналах Web of Science и Scopus были опубликованы 72 статьи ученых института.Запланировано на 2015г - 86.

Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности зависят от количества публикаций в Web of Science и Scopus с исключением их дублирования на 1 НПР: в 2014 году этот показатель составил 0,34. К 2020 году эта цифра должна быть 0,75.

В ближайшей перспективе - открытие на базе института магистерских программ по 7 направлениям: (математика (дифференциальные уравнения) 2016 г., педагогическое образование (информационные технологии
в физико-математическом образовании) 2017 г., профессиональное обучение (сервис на транспорте) 2017 г. и другие.

Начата работа по внедрению новой практико-ориентированной модели подготовки учителей на основе сетевого взаимодействия вуза и школы, разработанной в рамках государственного задания МОиН РФ (Госконтракт 05.043.12.0016 от 23.05.2014 г), и распространению опыта практико-ориентированного педагогического образования среди вузов РФ, осуществляющих подготовку учителей.

Особое значение и популярность приобрел проект "Международный фестиваль школьных учителей", организованный Елабужском институтом КФУ. В перспективе - создание Ассоциации участников Международного фестиваля школьных учителей, банка данных модераторов и участников Международного фестиваля школьных учителей, подписание ряда соглашений с ведущими международными центрами подготовки педагогических кадров (Британская ассоциация исследований образования) и международная аккредитация программ повышения квалификацииучителей.

Наш институт инициировал создание нового международного проекта RUStart, целью реализации которого является изучение русского языка, культуры, традиций России иностранными гражданами. В рамках проекта планируются обменные стажировки, семестровое и регулярное обучение в ЕИ КФУ.

Говоря о патентной деятельности института, Елена Ефимовна сообщила, что на данный момент через бюро патентов КФУ подготовлены заявки на изобретение Данилова В.Ф. "Приспособление для самовытаскивания автомобилей для автокросса и экстремальных видов спорта", на рационализаторское предложение Данилова В.Ф., Асхамова А.А., Галимова И.А. "Электронный счетчик для подтягивания", планируемый для применения при массовой сдаче норм ГТО. Апробация планируется в мае 2015г.

На сегодняшний день в стенах Елабужского института КФУ проходят обучение 115 иностранных студентов. В планах вуза к 2020 году увеличить долю иностранных обучающихся в нашем образовательном заведении с 3,8% до 10%.

Если средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на общих основаниях на обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета на программы бакалавриата и специалитета в рамках квотыи целевого приема в 2014г. был 64,6, то к 2020 году, он должен вырасти до 75.

Общий объем НИОКР на 1 НПР в 2014 г составил 81,2 тыс.руб., а плановый показатель к 2020 г. - 100 тыс. руб.

Директор подчеркнула, что в разработке Дорожной карты участвовали все кафедры, тем самым определяя для себя долю ответственности за выполнение показателей развития института.

В процессе работы были сформулированы перспективные научные направления, среди них пять фундаментальныхи семь прикладных направлений, которые были объединены в блок "Образование и развитие". Среди последних - психолого-педагогическое обеспечение практикоориентированной подготовки учителя в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы, инновационные технологии в поликультурном образовании, правовое пространство социально-ценностных ориентиров несовершеннолетних и молодежи, юридические и педагогические аспекты,выявление, развитие и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и молодежи и другие.

Все направления соответствуют миссии института по подготовке педагогических кадров для системы образования. В связи с этим необходима переориентация научных статей на те журналы базы Scopus, которые поддерживают исследования в области образования.

Планируется предпринять активные действия для повышения привлекательности института для зарубежных абитуриентов, исследователей и преподавателей. Для этого предусматривается расширение рекрутинговой деятельности в странах ближнего и дальнего зарубежья, привлечение к руководству исследовательскими группами иностранных специалистов. Магистерские программы должны быть подкреплены ведущими преподавателями из отечественных и зарубежных вузов.

Предусматривается международная мобильность профессорско-преподавательского состава и студентов в рамках партнерских отношений с вузами и научными центрами Германии (Университет Грайфсвальда, Гете-институт), Израиля (Хайфский университет), США (Университет Эль -Пасо), Белоруссии (Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка), Казахстана (Казахский национальный педагогический университет им. Абая).

В рамках повышения публикационной активности ППС поставлена задача перейти от количественных показателей к качественным. Каждой кафедре предстоит через аналитическую систему SciVal определить актуальные области исследований, установить партнерские отношения с ведущими зарубежными специалистами по профилю кафедры с целью проведения совместных исследований и продвижения статей в журналы с высоким импакт-фактором. Прорывным направлением для нашего института может стать Education (Образование). Уже сегодня позиции нашего института заметны. Среди преподавателей, работающих в этой области в КФУ и попавших в базу рейтинговых журналов, есть шесть наших специалистов. Наша задача нарастить этот показатель в разы и достичь показателей референтных зарубежных университетов, специализирующихся в области Education.

К 2020 году Елабужский институт КФУ должен стать

1) образовательным центром, реализующим миссию "открытого университета", предлагающим широкий спектр образовательных программ, технологий обучения (в том числе для зарубежного потребителя), обеспечивающих высокий уровень подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего фундаментальными знаниями, лидерскими качествами, способностью к саморазвитию.

2) международным центром повышения квалификации учителей школ, обеспечивающим трансляцию лучших отечественных и мировых педагогических практик.

3) международным центром гуманитарных научных исследований.

Таким образом, в представленной Дорожной карте определены точки роста института.

Основная цель мероприятий - победа КФУ в конкурентной борьбе среди 15 вузов РФ, занимающих лидирующие позиции на сегодняшний день, и к 2020 году войти в пятерку лучших вузов России, включенных в "Топ-100" (первую сотню одного из трех мировых рейтингов). Участие в международных рейтингах для КФУ - это, прежде всего, признание вуза как равноправного члена ведущих университетов мира. Это своеобразная обратная связь, которая позволяет оценить эффективность работы и определить позиции нашего университета в академическом мире.



 

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ