30 апреля 2015
"Система образования должна постоянно совершенствоваться..."

Ближайшие годы должны ознаменоваться качественным изменением системы педагогического образования России.

О текущей работе по разработке и внедрению новой модели педагогического образования, проводимой Елабужским институтом КФУ по поручению Министерства образования и науки РФ, подробно рассказал один из разработчиков проекта, кандидат педагогических наук, доцент Владислав Виноградов.

В 2014-15 гг. по поручению Министерства науки и образования РФ Елабужский институт КФУ разрабатывает новую модель практико-ориентированного педагогического образования, основанную на сетевом взаимодействии вуза и школы. Ответственным исполнителем по этому проекту является директор нашего института Елена Мерзон.

Данная модель предполагает модульный принцип построения образовательного процесса, т.е. представляется в виде взаимосвязанной совокупности образовательных модулей, каждый из которых направлен на формирование способности или готовности будущего учителя к реализации определенных трудовых действий, прописанных в Профессиональном стандарте педагога. Учитывая, что с 2017 года Профессиональный стандарт педагога станет основным документом для аттестации работающих учителей и оценки качества подготовки будущих учителей в педагогических вузах, было принято решение о переходе на новую модель педагогического образования уже с 2015-2016 учебного года. В соответствии с этим возникла необходимость повышения квалификации научно-педагогических работников Елабужского института, обеспечивающей эффективную разработку образовательных модулей по всем направлениям подготовки.

В течение апреля в соответствии с разработанной нашей рабочей группой и утверждённой Министерством образования и науки РФ программой, преподаватели института осваивали компетенции по разработке новых образовательных модулей с учетом современных требований к организации образовательного процесса. В ходе прохождения курсов преподавателями были предложены и концептуально проработаны новые модули, дополняющие уже существующие, разработана логика их прохождения, обеспечивающая практическую ориентированность педагогического образования. Данный курс является одним из серии курсов. В мае подобный курс будет проведен для наших вузов-партнёров, среди которых - Глазовский государственный педагогический институт, Удмуртский государственный университет, Волгоградский государственный социально- педагогический университет, Чувашский государственный педагогический университет, приглашены работники других вузов РФ.

В июне предполагается проведение аналогичных курсов для работников школ, представителей системы управления образованием, поскольку основным из условий практической ориентированности подготовки будущего учителя является расширение базы практик, привлечение учителей, показавших наибольшую эффективность в методической и профессиональной области, для подготовки своей профессиональной смены. К слову нужно отметить, что не менее 30% учебной нагрузки по педагогическому профилю должны будут осуществлять именно работники школ. Таким образом обеспечивается направленность образования на решение конкретных прикладных проблем современной школы.

Кроме этого сетевое взаимодействие образовательных учреждений предполагает, что и вуз должен принимать активное участие в решении проблем школ, что является дополнением к существующим традиционным формам взаимодействия. На базе школ проводятся практико-ориентированные исследования, направленные на решение вполне понятных и актуальных проблем, с которыми сталкивается современная система образования. Работа в этой области уже получает положительный отклик в профессиональном сообществе. С одной стороны ? школы в большей степени идут на контакт с нашим вузом. Некоторые муниципальные районы уже сегодня обращаются с просьбой о содействии в развитии системы муниципального образования, здесь мы можем говорить о положительном опыте взаимодействия с мамадышским, менделеевским, мензелинским и другими муниципальными районами РТ. К примеру, на днях состоялась встреча с представителями системы образования в менделеевском муниципальном районе.

Муниципалитет Менделеевска обратился с просьбой оказать содействие в качественном повышении уровня образования менделевского муниципального района. С целью конкретизации муниципального заказа нашему институту мы провели ряд рабочих встреч с представителями управления образования, с директорами, заместителями директоров образовательных учреждений и на сегодняшний день мы можем сформулировать достаточно четко свои предложения муниципалитету, являющиеся результатом коллегиальной работы профессорско-преподавательского состава нашего вуза и работников образования менделеевского муниципального района. Очевидно, что это процесс не простой и во многом достаточно новый для нашего института, но думается, что только в таком плотном взаимодействии вуза, педагогической науки и школы могут проявиться преимущества сетевого взаимодействия учреждений образования различного уровня в деле повышения качества образования. Это встречный процесс взаимного сближения школы и вуза без которого немыслимо ни эффективное развитие педагогического образования, ни развитие системы общего образования.

В курсах повышения квалификации примут участие учителя образовательных учреждений различных регионов Поволжья, и мы надеемся, что нам удастся создать реально действующий кластер образовательных учреждений, способствующий решению насущных проблем реформирования отечественной системы образования.

Что касается сроков внедрения новой модели образования, можно сказать, что она будет внедрена в самое ближайшее время, но нужно отметить, что процесс реализации этой модели - процесс постоянный. В системе образования революций не бывает, это достаточно инертная система, которая должна развиваться эволюционно и разумными темпами. Здесь хотелось бы привести в пример японскую систему образования, где проекты развития разрабатываются на 50 лет, но разрабатываются ежегодно: какой бы привлекательной ни была модель развития, в условиях динамично изменяющегося общества она должна совершенствоваться постоянно. Поэтому с одной стороны мы надеемся, что новая модель образования будет внедрена в самом ближайшем будущем, с другой стороны мы надеемся, что она будет дополняться и совершенствоваться постоянно.

Что дает проводимая работа нашему институту? Прежде всего любой вуз заинтересован в повышении качества подготовки специалистов (в данном случае - будущих учителей). От этого зависит прочность позиций вуза на рынке образовательных услуг, его статус, его жизнеспособность. Внедрение новой модели позволит нашему выпускнику сразу приступать к исполнению профессиональных трудовых функций и показывать результативность своей профессиональной деятельности. С другой стороны, волею судеб, наш институт оказался на переднем крае развития педагогического образования в контексте подготовки учителя- предметника и это дает определенный статус нашему вузу, позволяя выстраивать отношения с нашими партнерами, с другими вузами, выступать в качестве экспериментальной площадки развития педагогического образования для других учебных заведений. Уже сегодня мы периодически принимаем представителей других вузов, предоставляя им консультационные услуги в области развития педагогического образования в различных федеральных округах РФ.

Есть еще один момент связан с утверждением позиций нашего вуза в мировом образовательном пространстве, и здесь нужно отметить что нарабатываемый нами опыт достаточно интересен для наших зарубежных партнеров, в том числе с точки зрения проведения исследований в области развития образования, области факторов, определяющих это развитие, а также в области взаимодействия высшей школы и общего образования.



 

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ