27 апреля 2015
Преподаватели КФУ посетили Болонский университет в рамках проекта TEMPUS

С 19 по 26 апреля заведующий кафедрой политологии Олег Зазнаев (Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций), доценты Василь Сакаев  и Эльдар Аетдинов (Набережночелнинский институт) прошли краткосрочную стажировку в Департаменте образования Болонского университета (Италия).

Стажировка проходила в рамках реализации проекта "Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России" (ALLMEET), который представляет собой крупный сетевой корпоративный проект программы TEMPUS IV в составе консорциума под руководством Болонского университета.

20 апреля состоялась Международная конференция "Культура, язык и религия в России и Европе: ключевые аспекты образования в целях толерантности". Преподаватели КФУ выступили с докладами на английском языке, которые  были объединены общей темой "Российская национальная идентичность перед лицом современных вызовов".  Олег Зазнаев представил доклад "Риски, вызовы и угрозы российской национальной идентичности: что разрушает идентичность?", в котором на основе данных социологических исследований "Левада-центра" были рассмотрены структурные и процедурные факторы, ведущие к ослаблению, разрушению и распаду единой национальной идентичности россиян. Василь Сакаев в своем выступлении на тему "Российская национальная идентичность: влияние демографии и миграции" подробно остановился на демографическом и миграционном факторах формирования российской национальной идентичности на современном этапе и дал вероятные оценки воздействия этих факторов в будущем. Эльдар Аетдинов представил доклад "Крым: идентичность как политический фактор", где освещались проблемы формирования новой идентичности на полуострове. Кроме того, Василь Сакаев принял участие в презентации результатов сравнительного исследования вопросов межрелигиозного диалога в мультикультурных регионах на примере Шотландии (Великобритания), Эмилии-Романьи (Италия) и Татарстана. Это исследование было проведено совместно с профессором Университета Глазго Стивеном Маккини и исследователем Болонского университета Федерико Заннони. Информация о прошедшей конференции опубликована на сайте Болонского университета.

Кроме того, в рамках стажировки состоялись ознакомительные визиты в центры межкультурного образования, межкультурной медиации и разрешения конфликтов, а  также центры интеграции мигрантов в городах Болонья, Флоренция, Модена, Новеллара и Ареццо. Были организованы посещения православной церкви, мечети, сикхского и индуистского храмов и встречи с руководителями религиозных общин в городе Новеллара, который широко известен в Италии как лучший образец муниципальной политики, обеспечивающий высокий уровень межкультурного и межрелигиозного согласия. Эти визиты позволили на практике увидеть и оценить позитивный опыт интеграционной политики в Италии, который может быть использован в российской действительности. Во время визитов состоялись встречи с мэрами городов Модена, Новеллара и Ареццо, которые рассказали о межкультурном взаимодействии в этих городах. Отдельное внимание во время стажировки было уделено изучению опыта работы с иностранными студентами в Болонском университет, что особенно актуально для Казанского университета в рамках задач программы ТОП-100.

Для справки.

TEMPUS - это программа Европейского союза, которая поддерживает модернизацию высшего образования в странах Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан и Средиземноморского региона. Общая цель программы - способствовать созданию области сотрудничества в сфере высшего образования между Европейским союзом и странами-партнерами.

ALLMEET (подробнее о проекте ALLMEET) - проект, реализуемый при финансовой поддержке программы TEMPUS и направленный на совершенствование межэтнического взаимодействия, взаимоотношений "принимающего" общества и мигрантов, снижение напряженности и конфликтности в российских регионах. В проекте участвуют шесть российских университетов, включая КФУ, а также университеты из Италии, Нидерландов, Португалии и Великобритании. Сосредоточив внимание на теме культурной интеграции, проект способствует повышению качества деятельности учреждений высшего образования в Российской Федерации в этой области. В частности, это касается международного сотрудничества и постоянного процесса модернизации, с помощью которых проект помогает российским университетам открыть себя для мирового сообщества. Проект также нацелен на усиление взаимопонимания между народами и культурами Европейского союза и Российской Федерации.

Источник информации: Василь Сакаев, кафедра социальных наук