24 апреля 2015
Наш факультет был и будет востребованным

О повышении конкурентоспособности инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ говорили на совещании Ученого совета

План мероприятий программы повышения конкурентоспособности инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ озвучил на совещании Ученого совета декан факультета Л.Г. Ахметов.

В начале своего выступления он представил отчет о работе данного факультета за прошедший год.

Инженерно-технологический факультет - один из авторитетных и уникальных факультетов института. На сегодняшний день здесь обучается 356 студентов на очном (договорников - 32, бюджетников - 324) и 322 - на заочном отделении (договорников - 211, бюджетников - 111, иностранных студентов - 1, на академическом отпуске - 5 чел). Всего обучаются 13 иностранных студентов из ближнего зарубежья.

За время существования факультета дипломы о высшем образовании здесь получили более 4000 человек. Многими из них институт по праву может гордиться.

Не без гордости Линар Гимазетдинович отметил, что преподавательский состав, можно сказать, является золотым фондом факультета: здесь на двух кафедрах работают 4 профессора; 11 доцентов, а также 12 старших преподавателей и 1 ассистент.

Кафедры ведут научные исследования в области проектирования интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии, педагогов профессионального образования нашедшей отражение в докторских и кандидатских диссертациях Л.Г. Ахметова, А.В.Леонтьева, О.В. Шатуновой, Л.Н. Латиповой, С.А. Седова, И.М. Файзрахманова, и др. Опубликовано более 200 учебных пособий, монографий, методических указаний, научных статей. Так только за последние 3 года профессорско-преподавательским составом факультета было опубликовано: статьи ВАК - 20 , РИНЦ - 34, СКОПУС - 27 . В 2015 году опубликованы в журналах, включенных в базу цитирования Скопус, статьи:15 планируется опубликовать еще 4.

Регион достаточно высокотехнологичный, и в связи с этим факультет должен готовить и выпускать конкурентоспособных специалистов, которые бы обладали способностью быстро перестраиваться в зависимости от перемен на рынке труда. Для подготовки таких кадров нужно модернизировать существующие лаборатории, оснастить их современным учебно-научным оборудованием.

"Благодаря тому, что мы вошли в состав КФУ, - говорит Линар Гимазетдинович - у нашего института появилась возможность участвовать в Программе развития Казанского федерального университета. С 2012 по 2015 годы по данной программе было приобретено оборудование на сумму более 20 млн. рублей. В конце 2014 года, нашему факультету было передано учебное здание на ул. Строителей 16 с площадью 5 тыс. кв.метров".

В рамках мероприятий по модернизации инфраструктуры на факультете осуществляется ряд мероприятий, это: модернизация коммуникаций и сетей обеспечения научно-образовательного процесса, оборудование аудиторий и лабораторий практикоориентированного обучения до уровня, соответствующего ФГОС и ФГОС-3, оснащение лабораторий, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям деятельности ЕИ КФУ, на уровне ведущих университетов России и зарубежных ВУЗов.

В целях реализации перечисленных мероприятий идет процесс закупки необходимого учебно-научного оборудования для лабораторий факультета. За последние 3 года созданы следующие новые учебные лаборатории: лаборатория электрооборудования автомобиля, лаборатория устройства и сервиса автомобиля, лаборатория по ремонту и эксплуатацию автотранспорта, лаборатория теплотехники и гидравлики и др.

Факультет активно сотрудничает с органами образования: преподаватели работают на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей, инженерно-педагогических работников системы СПО, выступают с докладами и мастер-классами на республиканских и региональных научно-методических семинарах для работников образования, участвуют в подготовке, организации и проведении олимпиад и конкурсов по технологии среди школьников различных уровней: муниципального, регионального, республиканского.

Налажено тесное сотрудничество с резидентами ОЭЗ "Алабуга", ОАО "ПО ЕлАЗ" и рядом других промышленных предприятий г. Набережные Челны ООО Холдинговая компания "Кама-Тракс", ООО "ЛАТ" и др., что содействует прохождению технологических практик, стажировок и трудоустройству выпускников и привлечению специалистов с производства.

Главной задачей "Дорожной карты" (стратегического плана) является определение приоритетных направлений дальнейшего развития на 2015-2020 гг., обеспечение качественных изменений в системе подготовки высококвалифицированных инженерных и педагогических кадров (мастеров производственного обучения) с учетом перспектив развития региона. Потребность в кадрах профессионального образования на перспективу прогнозируется на достаточно высоком уровне, т.к. экономический рост автомобильной, нефтегазовой отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, предприятий по производству и переработке сельхоз продукции, возрождение аграрного сектора невозможно без соответствующего кадрового обеспечения.

Характерная особенность факультета заключается в том, что как в преподавании, так и в научных исследованиях, концентрируется внимание на приоритетных направлениях развития образования, науки, технологии и техники. Научные исследования, в основном прикладные, играют основополагающую роль в организации процессов на факультете и определяют содержание и технологии образовательного процесса.

Факультет предполагает ежегодно приглашать для чтения лекций профессоров из ведущих вузов Москвы (МПГУ), Казани (КФУ, ИПППО РАО), Екатеринбурга (РГППУ), Уфы (БашГУ), Кирова (ВятГГУ) и других городов.

Проведение научных и научно-практических конференций по актуальным проблемам теории и методики обучения технологии, профессиональному образованию, обучение молодых преподавателей в аспирантуре ведущих вузов РФ, несомненно, сделают ИТФ ведущим центром технологической подготовки кадров высокого уровня.

Введенная в 2010 году подготовка по некоторым относительно редким специальностям (профессиональное образование, дизайн, технология транспортных процессов и др.) является существенным вкладом в расширение сферы высшего образования и подготовку кадров элитных профессий.

Перспективы социально-экономического развития региона обеспечивают востребованность кадров и других - непедагогических специальностей (экономика и др.). Однако потребность в кадрах многих других профессий в регионе имеется, и будет нарастать. В связи с этим актуальной проблемой остается послевузовская подготовка через магистратуру.

Таким образом, потребность в кадрах производственной сферы региона диктует необходимость определения миссии и цели факультета в новых условиях, разработки стратегических приоритетов на средне - и долгосрочную перспективу.

Планирование деятельности факультета и его соответствующее финансирование предполагается осуществлять на основе решения следующих задач:

• открытие новых направлений в соответствии с потребностями региона в кадрах с высшим профессиональным образованием;

• введение и расширение деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных и других услуг, согласно Уставу ЕИ КФУ;

• создание благоприятных условий при распределении

финансовых ресурсов для становления вновь открываемых направлений;

• за счет внебюджетных поступлений повышение заработной платы ППС, внедрение материальных поощрений по конкретному вкладу в повышение

качества образования и науки;

• поиск мер стимулирования хорошей учебы студентов (скидки

в оплате обучения, обучающихся на договорной основе, назначение именных, президентских и иных стипендий).

В процессе реализации "Дорожной карты" предполагается задействовать  все материальные и кадровые ресурсы кафедр, факультетов и  университета в целом, активно использовать наработанные связи с образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, созданные и уже действующие инновационные структуры.

Финансирование "Дорожной карты" предполагается осуществляться за счет средств от образовательной, научной, творческой и производственно-хозяйственной деятельности факультета и института; средств Ассоциации выпускников; из внебюджетных средств и иных источников.

Достижение высокого качества обучения невозможно без создания адекватной материально-технической и лабораторной базы.

Для достижения этой цели предполагается: провести анализ эффективности использования материально-технической базы факультета; расширить учебно-производственный комплекс (мастерские), оснастить кафедры и подразделения современным учебно-лабораторным оборудованием, мебелью, приборами, техникой, инструментами.

В целях кадрового обеспечения факультета предполагается осуществить совершенствование системы подготовки, переподготовки и

повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей квалификации с учетом новой философии образования, смены технологии обучения и воспитания,обеспечить ежегодное повышение квалификации до 10% ППС факультета через аспирантуру, ведущие центры науки; к 2020 году добиться 100% остепененности преподавательского состава, приглашение профессоров из ведущих вузов России и зарубежья.

Среди запланированных мероприятий по социальной политике, трудоустройству выпускников Л.Г.Ахметов озвучил следующие:

- увеличение оплаты труда ППС и сотрудников факультета за счет заработанных факультетом средств;

-  разработка программы по улучшению жилищных условий ППС и сотрудников, на базе развития различных форм кредитования и организации совместных с бизнес-сообществом проектов;

-  разработка и реализация программ поддержки одаренных студентов и аспирантов, развитие системы персональных стипендий, льгот, поощрений; создание условий для творческой реализации преподавателей, студентов и аспирантов;

-  развитие системы социальных гарантий для пенсионеров факультета;

-  разработка и реализация программы развития традиций ЕИ КФУ, воспитания уважения к истории института, и формирования корпоративной культуры.

-  создание службы по трудоустройству выпускников факультета;

- создание студенческих строительных отрядов.

- формирование заказов для внутренних хозяйственных и строительных работ для студентов.

По убеждению Л.Г.Ахметова, реализация "Дорожной карты" позволит сделать факультет востребованным; комфортной, высокооплачиваемой средой для преподавателей и сотрудников; реальной высококачественной образовательной структурой для студентов.

В ходе заседания Ученого совета поздравления коллег с присвоением ученого звания принимала преподаватель кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Ганеева Айгуль Рифовна. Ей был вручен аттестат доцента.
 

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ