17 апреля 2015
Что скрывают исламские орнаменты?

На прошедшей неделе в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ в рамках лектория "Исламика" прошла лекция 1-го заместителя муфтия Татарстана Рустама Батрова, посвященная орнаменту в исламе и его философскому значению.

На сегодня эта тема недостаточно изучена: в большинстве теоретических работ упор делается на описание истории исламского искусства и на его направления. А основанных на концептуальном подходе работ, изучающих, какие смыслы транслирует мусульманский орнамент или арабская вязь, довольно мало.

Как сообщил Р.Батров, смысловое наполнение орнамента и его семантика могут многое рассказать об исламской культуре. Даже современные проблемы исламского мира - радикализм, зкстремизм и терроризм - можно понять благодаря орнаменту. Это потому, что орнамент, как и искусство вообще, отражает глубинную ментальность общества. Через искусство всегда можно понять, чем "дышит" общество, что лежит в основе его мировоззрения. И исламский орнамент в этом смысле - не исключение.

Свой рассказ Р.Батров подкрепил примерами традиционных исламских орнаментов, отметив при этом: "Везде использован один-единственный принцип построения. В центре находится пустота - точка, вокруг которой организована вся орнаментальная композиция. Идея пустоты - это и есть идея абсолютной инаковости бога. Его невозможно показать, он - вне этого мира, но он его организует".

Таким образом, идея центра - символ воздействующей на окружающую реальность "инаковости", вокруг которого выстраивается весь орнамент. Но при этом и центр, и орнамент онтологически находятся на разных уровнях.

На первый взгляд кажется, что исламские орнаменты состоят из различных геометрических фигур: ромбов, треугольников, квадратов, а также звезд. На самом же деле они образуются в результате наложения одна на другую множества ломаных линий, из чего и образуется своеобразная иллюзия форм. В этом также скрыт определенный смысл: все мы, пребывая в этом мире, находимся в иллюзии того, что мир реален.

Р.Батров рассказал также об интересных фактах по архитектуре исламского мира и посвятил несколько слов особенностям мусульманской словесности. В конце лекции слушатели задали интересующие их вопросы и поблагодарили лектора.

Лекторий "Islamica" продолжит свою работу в формате еженедельных лекций. Наряду с религиозными деятелями, будут выступать и светские ученые. Цель этого - сбалансировать понимание ислама и услышать голоса исламских деятелей из Казани, РТ, РФ и из-за рубежа.

Источник информации: Л.Алмазова