20 марта 2015
Дмитрий Таюрский: "Наука – центр всей моей жизни"

КФУ важно делать ставку на поддержку молодых ученых и увеличивать количество иностранных студентов, считает Дмитрий Таюрский. Его в новой должности - проректора по образовательной деятельности - представил 16 марта ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Все понимают особую важность работы департамента по образовательной деятельности в ближайшее время. Взять одну из самых амбициозных целей университета ‑ вход в сотню лучших в мире университетов. Она требует преобразований, мощной концентрации усилий. Мы обратились к Дмитрию Альбертовичу, чтобы он рассказал о своем видении развития научных школ альма-матер, перспективах новых моделей университета в современных условиях глобализации и своих интересах.

Новый кабинет Дмитрия Альбертовича в главном здании еще не до конца обустроен – его хозяин, кажется, вопросам комфорта уделяет не первое место. Для него важнее, чтобы подключили Интернет. Невольно подумала, что именно Дмитрий Альбертович являет сегодня собой лучший пример продолжения славных традиций в сочетании с прогрессивным мышлением и ежедневной кропотливой работой. Как и его отец, известный и уважаемый многими выпускниками альма-матер физик Альберт Георгиевич, и мама – Галина Васильевна, отметившая, кстати в минувшую субботу свой юбилей, Дмитрий Альбертович развивает наш университет, расширяет его международные связи и полностью погружен в науку. С этой темы мы и начали разговор.

- Дмитрий Альбертович, вы назначены на должность проректора по образовательной деятельности, остались завкафедрой. Будете ли успевать заниматься наукой?

 - Для тех, кто рос в семьях научных работников, вопрос «кем быть» решался однозначно. Я раз и навсегда выбрал свой путь. И наука – центр всей моей жизни. Так что я планирую заниматься ею и дальше.



В продолжение этих слов Дмитрия Альбертовича я подумала, что талантливый организатор может и не быть хорошим ученым, зато талантливый ученый, каким является Таюрский, точно станет хорошим организатором. Потому что, уж коли ты сумел организовать себя на эффективную научную работу, то и других сможешь организовать.


Кстати, в июне в КФУ пройдет очередная ежегодная, уже 37-я международная конференция по сверхнизким температурам. И я намерен выступить на ней со своей темой. Лучшие же статьи будут опубликованы в журнале Journal Of Low Temperature Physics, членом редколлегии которого я стал тоже буквально на днях.

- Как впечатления от новой должности? Не грозит ли университету революция в связи с вашим назначением?

- Я давно работал в этой системе, к тому же занимался многими проблемами, в том числе, и на университетском уровне. Революции, однозначно, не будет. Будет продолжение дел, начатых в 2010 году Ильшатом Рафкатовичем и командой университета.

Задачи, которые стоят сейчас передо мной как проректором по образовательной деятельности, озвучил на последнем заседании ректората Ильшат Гафуров. Тот скачок, который мы совершили в области научных исследований, должен быть закреплен теперь в образовательных программах, поскольку сегодня остро стоит вопрос «подпитки» молодыми кадрами тех научных направлений, которые у нас сегодня развиваются. Ведь открытые за 5 лет лаборатории были созданы не только для того, чтобы исследовать проблемы, выдать энное количество высоконаучных статей и почить с миром. Они должны создать новые научные школы, направления, которые будут дальше развиваться. А для любого развития нужна свежая кровь. Именно поэтому в университете необходимы специальные образовательные программы для подготовки магистрантов и аспирантов. Кстати, многие образовательные проекты были инициированы в Институте физики. Среди них я могу с гордостью назвать проект "Учебная среда 21+", который не имеет аналогов в мире.

Вторая задача, которую нужно решать, - увеличение количества иностранных студентов, что будет играть на имидж и узнаваемость Казанского университета на международном рынке образовательных услуг.

Сейчас в мире приходят к пониманию, что ни один университет не сможет справиться с задачей подготовки квалифицированных кадров для всего мирового рынка в одиночку и требуется объединять усилия университетов.



 В мире пришли к понимаю, что формирование новых моделей университета является исторически обусловленным процессом, связанным с трансформациями в культуре и обществе.



У каждого университета есть свои сильные стороны, на которые надо делать упор. КФУ не исключение – мы сделали ставку на наши приоритетные направления. И именно по ним заявляем себя на международном рынке образовательных услуг. И именно сюда мы ждем прихода сильных студентов. На это нацелена программа 5:10, по которой работает Казанский университет.

Но никто не отменял стоящую перед нами задачу федерального университета - обеспечивать кадрами федеральный округ. И тот большой спектр образовательных программ, который в КФУ уже есть, должен быть направлен на то, чтобы решать одновременно обе эти задачи.

- На последнем заседании ректората было озвучено, что количество иностранных студентов к следующему учебному году должно возрасти с нынешних 2106 человек до 3000. Не велика ли цифра?

- Это не только первокурсники, но и те студенты, что продолжают учиться у нас в университете.

- Сегодня мы наблюдаем, что современные модели университета меняют характер отношений с обществом, бизнес-средой, государством. Они вынуждены реагировать на вызовы глобального мира, что приводит к трансформации академической культуры.

- Совершенно верно. Новые модели позволяют расширить сферы деятельности вуза, дают возможность конкурировать на глобальном рынке образовательных услуг, научных разработок и инноваций.

Университет должен формировать рынок труда будущего. Задача классического университета заключается в том, чтобы готовить специалистов, востребованных через 10-20 лет.

- А как же быть с теми, кто готов платить за то, чтобы учиться на экономиста? Неужели университет откажется от возможности заработать?

 - Во всем нужна разумность. Это не означает, что университет должен принимать и обучать по 10 тысяч юристов и экономистов. Согласитесь, при всем желании людей учиться на данных специальностях, разве смогут они потом найти столько рабочих мест? Нет.

К тому же стоит отказываться от неэффективных направлений подготовки: если никто не готов платить - ни государство, ни люди – зачем и нам это надо?

- А планируется открывать новые магистратуры?

- У нас есть большие планы по многим магистерским программам и гуманитарного, и естественно-научного блоков. Мы собираемся открыть магистратуру по ядерной медицине и целому спектру гуманитарных наук.

Но давайте представим,  что мы гордо заявили о том, что уже завтра открываем какую-либо магистерскую программу. Это не просто. Для этого необходима и специально подготовленная  лабораторная база, и методические разработки. Даже требования, предъявляемые Госстандартом к учебникам, по которым должны заниматься магистранты, не должны быть старше пяти лет. И это значит, что предстоит большая работа, которая не решается за один-два месяца.

Если у нас не хватает каких-то компетенций, лабораторий, чтобы закрыть какой-то блок, так называемые зачетные единицы в рамках этой программы, то мы должны объединиться с нашими партнерами. И ничего страшного в этом нет.

Вот пример. На сайте университет Инсбрука, который входит в 200 лучших  университетов мира, официально размещена информация, что Казанский университет является их партнером. И каждый год в сентябре в Институт физики приезжают студенты из Австрии, чтобы пройти  практику в наших лабораториях.

- А почему мы так не можем?

- Можем. И будем делать.

- Дмитрий Альбертович, планов много. Удачи!


Блиц-опрос

Любимая книга: «Степной волк» Германа Гессе.

Музыка: Бах, Рахманинов.

Хобби: коллекционирую компакт-диски. В коллекции более 7 тысяч записей классической музыки.

Играю на фортепиано. Давно не подбирал на слух, но с нот сыграю без проблем. Когда есть время всегда с удовольствием хожу в филармонию.

Очень люблю историю Японии, ее атмосферу старины.

Источник информации: Галина Хасанова, газета "Казанский университет"