10 марта 2015
"Творческое открытие" глазами студентов

Студенты 3 курса отделения русской и зарубежной филологии ИФиМК КФУ побывали на концертах II музыкального фестиваля «Творческое открытие». Концерты проходили 21, 25 и 28 февраля в ГБКЗ им. С. Сайдашева. 

Студенты не первый раз были на выступлениях Государственного симфонического оркестра РТ. Многие из нас оказались в БКЗ еще в октябре на фестивале  Concordia благодаря доценту кафедры русской литературы и методики её преподавания Лии Ефимовны Бушканец. Мы узнали у Лии Ефимовны, как родилась эта замечательная традиция.

Часто ли Вы посещаете концерты ГСО РТ?

Л.Е.: После того, как умер Фуат Мансуров, который, впрочем, последние годы практически не занимался оркестром, я почти перестала бывать в концертном зале Консерватории. Но вдруг многие в моем окружении стали с удивлением говорить о  новом приезжем дирижере, и я решила (не без опаски) посмотреть и послушать, что же происходит. И с тех пор стараюсь бывать на каждом концерте. На последнем ряду балкона, на самой высоте, образовалась "филологическая тусовка"  - Мария Александровна Козырева, Татьяна Геннадиевна Прохорова, еще ряд наших преподавателей (действительно, на концерте «В программе Дворжак» 4.03.15 мы встретили Л.Р. Абдулхакову и Л.Я. Воронову  - прим. авт.). Нам сверху лучше слышно и видно. А вообще приятно в антракте пройти по залу и встреть своих, университетских. 

Давно ли приглашаете студентов на концерты?

Л.Е.: Еще при Мансурове оркестр (не без нашей подсказки) несколько раз приглашал  студентов на концерты. Но и мест свободных в зале было всегда много, так что это было не сложно. В начале своей работы в Казани А. Сладковский дал несколько бесплатных концертов для студентов. Поэтому я обратилась к администраторам оркестра, передала привет от его друзей из Таганрога (на родине Чехова я завсегдатай и знакома с руководителем местного оркестра, который учился со Сладковским в музыкальной школе) и спросила, не хотят ли они просвещать студентов и дальше, особенно филологов, поскольку билеты на концерты стали дорогими. Оказалось, хотят. И с тех пор администратор оркестра по мере возможности снабжает нас дешевыми билетами. 

Конечно,  далеко не все наши студенты любят и понимают классику. Но музыка - это то, к чему должно привыкнуть ухо, она должна быть "на слуху", т. е.  нужно много слушать, прежде чем начинаешь ее любить и уж потом только понимать. Мне нравится практика ряда европейских университетов, где студенты обязаны ходить на концерты, при этом они могут даже вязать, читать и пр., только надо при этом сидеть тихо. Постепенно приучаются....

Какие эмоции вызвал у Вас фестиваль "Творческое открытие"?

Л.Е.: Мне нравится, что оркестр, во-первых, приглашает молодых солистов, причем можно год за годом смотреть, как они взрослеют, растут и "мастеровеют", во-вторых, что программа составлена так, чтобы казанская публика слушает все новые и новые произведения и становился все более и более "искушенной". Очень понравились Иван и Михаил Почекины. Концерт 4 марта с самим Сладковским у пульта был на мировом уровне - оркестр можно сравнить с лучшими оркестрами Европы и мира по глубине интерпретации и красоте звучания. Но и с другими дирижерами оркестр звучит великолепно! 

Ваши любимые композиторы/произведения?

Л.Е.: Вот если бы можно было заказать программу концерта, то я бы попросила: 3-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, 24-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром, 1-й концерт Шопена для фортепиано с оркестром, "Испанскую симфонию" Лало, "Фантастическую симфонию" Берлиоза, Шестую  - Чайковского, "Неоконченную" симфонию Шуберта... ой, этот концерт вообще бы никогда не закончился!

Студенты также поделились своими впечатлениями от серии концертов. Светлана Борисова, например, получила неизгладимое впечатление от исполнения 2-го концерта Брамса Юрием Фавориным. «Он изменил мой внутренний мир», - призналась студентка. 

С.Б.: Мне очень понравилась интеллигентная атмосфера в концертном зале. Позади меня сидели три пожилые дамы, которые обменивались записочками, это было очень забавно наблюдать.

Я была на концертах и других симфонических оркестров, в Ижевске, в Челнах, Ульяновске, но, конечно, концерт Государственного симфонического оркестра – это совсем другое дело.

Что Вам больше всего понравилось из услышанного?

С.Б.: Второй концерт Рахманинова, Третий концерт Прокофьева, концерт для фортепиано с оркестром Светланова, Брух…

Если бы можно было заказать программу оркестра, что Вы бы попросили исполнить?

С.Б.: Реп! (смеется). На самом деле мне бы хотелось послушать Шопена. Мой любимый композитор – Иоганн Себастьян Бах. А вообще было бы замечательно, если бы исполнялись также и популярные вещи, такие, которые знают все. Ну и чтобы Александр Витальевич чаще появлялся за пультом. 

Восхищенной Сладковским осталась и Дилара Сатикова.

Д.С.: Видно, что человек отдан музыке всем своим существом, он буквально сам воспроизводил её своими движениями! В моем сердце как подобный дирижер остался только Кен Дэвид Мазур! Он приезжал в Казань в мае 2014 года, когда были концерты, посвященные Рахманинову (фестиваль «Белая сирень» - прим. авт.) Мне, как человеку, не разбирающемуся в музыке, кажется, что у нас в Казани замечательный оркестр. Слушать живую музыку –  одно удовольствие. Когда слушаешь, например, записи, сложно понять, какой инструмент издает тот или иной звук, а мне это очень интересно! Походы в БКЗ открывают мне музыку с другой стороны, ты следишь за движениями всех оркестрантов и восхищаешься. Любопытно осознавать, что это обыкновенные люди, они переговариваются между собой, смеются, смотрят в зал, но при этом творят необыкновенную музыку. Мне, порой, кажется, они сами не понимают, ЧТО играют.

Кто Ваши любимые композиторы?

Д.С.: Вивальди мне очень нравится! Частенько слушаю "Времена года". Еще нравятся Мусоргский и Чайковский, но любовь к последним не сравнится с любовью к Вивальди. Мне бы хотелось услышать его в исполнении нашего оркестра.

А Рузиле Валиевой, напротив, хотелось бы слушать в исполнении оркестра более современную музыку:

Р.В.: Поскольку моя деятельность никак не связана с музыкой, я ничего не знаю о современных композиторах, о новостях в мире музыки, а что может заставить тебя интересоваться и искать о них информацию, как не концерт любимого оркестра. Незаслуженно обделяются вниманием саундтреки. Для фильмов иногда пишется гениальная музыка, например, Хансом Циммером к «Интерстеллару» или Томом Тыквером к «Облачному атласу». Ну, и конечно мне бы хотелось услышать Седьмую симфонию Бетховена, я очень люблю это произведение. 

Напоминаем, что концерт с участием оркестра можно будет посетить 27.03 (Оратория митрополита Илариона «Страсти по Матфею»), а 15.04 откроется ежегодный фестиваль «Рахлинские сезоны». Наши студенты же с нетерпением ждут новых выступлений, новых программ и новых открытий!

 

Беседовала: Ксения Миниханова

Источник фото: vk.com/gsort