17 февраля 2015
Владимир Минкин: "Наука определяет развитие общества"

Молодежь в науке ? это и есть привнесение свежей крови. В этом и есть задача университета ? массово привлекать молодежь в науку?. О своем видении современных процессов в научном сообществе рассказал академик РАН Владимир Минкин.

Владимир Исаакович, как вы приняли решение стать ученым?

- Я оканчивал школу в те годы, когда наука в нашей стране была самым престижным занятием. Это были те годы, когда становление, когда сам факт существования страны зависел от того, какой уровень науки мы в состоянии обеспечивать. Это были те годы, когда шла конкуренция по атомным проектам, когда появились первые книги и, в частности, та, которая на меня произвела особенное впечатление. Это была книга ?Ярче тысячи солнц?. Не знаю, переиздавалась она или нет, но это была замечательная книга о том, каким образом пришли ученые к идее расщепления атомного ядра и возможности извлечения колоссальной энергии. Привлекала еще и романтика того, как это делается.

Занятие наукой ? это очень сходное занятие, скажем, с криминалистикой, с тем, как расследуются какие-то сложные факты, не только преступления. Именно вот это обстоятельство меня очень интересовало, и хотелось заниматься чем-то, имеющим отношение к науке.

 

В чем вы видите основные задачи для российской науки сейчас?

- Основные задачи для российской науке такие же, как они были всегда, и какие задачи перед собой вообще ставит наука. Фактически она определяет развитие общества, его состояние.

Сейчас мир приближается к так называемому шестому экономическому укладу, а страна находится где-то в пределах четвертого. А шестой экономический уклад ? это уже уклад, в котором все уровни производства и развития основаны на научных достижениях, роботизации, использовании экологических форм получения энергии, совершенно новых технических процессах, новых технологиях и так далее. То есть шестой уклад ? это тогда, когда мы переходим от освоения тех резервов, которые нам природа отпустила (от тех же углеводородов, на которых, к сожалению, пока наша экономика зациклилась), к возможностям, которые нам дают научные открытия.

 

Какова роль ЮФУ при выполнении этих задач?

- ЮФУ ? один из ведущих вузов, а наука традиционно развивалась в университетах. У нас в России главный акцент был больше на возможностях институтов Академии наук. Но университеты ? это как раз очаг развития науки. Вот Юрий Андреевич Жданов, ректор нашего университета в течение 30 и более лет (это, между прочим, рекорд), определил, что университет ? это научное учреждение, в котором обучают студентов. Поэтому задача ЮФУ как раз и состоит в том, чтобы, развивая науку, и связывая её, интегрируя очень тесно обучение с развитием науки, воспитывать молодёжь, воспитывать интерес к науке, привлекать молодые умы.

К числу основных достижений мировой науки, которые ежегодно журнал Science называет, относится и достижение биологов, которые показали (правда, на мышах пока), что внедрение крови молодых особей в старых мышей очень сильно увеличивает их способность к мышлению. Молодежь в науке ? это и есть привнесение свежей крови. В этом и есть задача университета ? массово привлекать молодежь в науку.

 

Какие возможности есть для выполнения этой задачи? Книг и фильмов достаточно?

- Конечно, книги и фильмы нужны. Но огромную роль сейчас играют средства массовой информации. Наука определяет развитие страны, молодежь должна быть на передовой этого фронта. А для того, чтобы привлекать, нужны образцы, примеры, нужно показывать достижения науки, нужно показывать этих людей, лучше всего, молодых, которые уже нашли себя в науке, которые видят перспективу. Нужно воспитывать патриотические тенденции, исходя из того, что наука определит, сможет ли наша страна быть конкурентоспособной в существующих условиях. Это то, что должны делать средства массовой информации, как они должны популяризировать науку.

В СССР издавались журналы, например, журнал ?Наука и жизнь? имел около 100 тысяч подписчиков (подписчиков только!), и была еще масса журналов, книг, которые посвящены науке. Сейчас этого нет, зато у нас зарегистрировано почти (это зафиксировано, не знаю, все ли они зарегистрированы) около миллиона всяких экстрасенсов, шаманов, магов и так далее. Здесь как раз роль средств массовой информации гигантская. В первую очередь, между прочим, телевизионных. Ведь у нас была замечательная передача ?Очевидное ? невероятное?, которую вел академик Капица. Сейчас этого нет всего, поэтому мы очень многое теряем.

 

Что могут сделать университеты? Может быть, не только ЮФУ.

- Университет может сделать многое, в частности, вы, как журналист, интересующийся наукой, который хочет писать о ней. Журналист, который пишет о науке, ? журналист самого высокого калибра. Журналист не может быть специалистом в каждой отрасли науки, о которой он хочет писать, но он должен понимать науку, иметь  определенные представления о роли науки в обществе и видеть, исходя уже из собственной специфики, как донести до широкой общественности, как пробудить интерес аудитории.

В науку идет достаточно небольшой процент увлеченных людей. Это те, кто с самого начала осенен желанием искать новое, что-то выкапывать, находить, и себя находить в том числе. На этих людей нужно ориентироваться, их видеть, их нужно показывать, это настоящие золотые зерна в среде студентов и молодых ученых. Их много, они есть. К сожалению, условия сейчас не самые благоприятные. Многие, даже лучшие, уезжают или уходят из науки. СМИ могут быть в этом процессе очень важными.

 

Какая отрасль науки более всего нуждается во внимании?

- Эти отрасли более-менее понятны, они определяются общей тенденцией развития науки. Я бы выделил, прежде всего, биомедицину. Ведь сейчас научные открытия фокусируются на науке о жизни. Журнал Science признал одним из важнейших открытий 2014 года открытие, граничащее между биологией, химией и биомедициной: возможности расширения генетического кода. В настоящее время генетический код имеет 4 буквы оснований ДНК, а возможно, оказывается, сделать искусственно эти буквы и внедрить их в дезоксирибонуклеиновую кислоту, носитель нашей генетической информации. Перспективы здесь просто невообразимы. Это направление ? одно из важных.

Еще одним важнейшим направлением являются информационно-технологические системы, мы и так живем уже в мире, пронизанном информацией, она вокруг нас рассредоточена. Это та область науки и знания, которая будет определять прогресс человечества.

 

 

Источник информации: ж."Аккредитация в образовании"