06 марта 2015
Время повышать эффективность управленцев

 

Эффективность управления в 21 веке определяется профессионализмом государственных и муниципальных служащих. Иначе говоря, от современных управленцев требуется правильное выполнение задач и конкретный результат.

5 марта  в Высшей школе государственного и муниципального управления состоялся очередной выпуск слушателей по программам: "Эффективность деятельности служащих: показатели, способы ее повышения"; "Управление проектами и целевыми программами"; "Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью"; "Бухгалтерский учёт и отчетность в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В канун церемонии торжественного вручения дипломов состоялась за круглым столом беседа со слушателями-выпускниками программы "Эффективность деятельности служащих: показатели, способы ее повышения".

 В ней приняли участие: Гульнара Валиева, кандидат экономических наук. доцент, и.о. зав.кафедры Казанского государственного аграрного университета; Зиннур Шарипов, ведущий советник юридического отдела правового управления Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан;Наиля Мубаракшина, ведущий советник отдела развития музейного дела Министерства культура Республики Татарстан; Райнур Сибгатуллин, ведущий консультант сектора координации информатизации Министерства информации и связи Республики Татарстан.

Вы завершаете обучение на курсах повышения квалификации, и возникает вопрос: "Эффективный управленец - это .... Продолжите, пожалуйста, фразу".

 

Гульнара

- Эффективный управленец это тот, кто видит цель, умеет работать в команде, и может достигать большого результата.

Зиннур

- Мне кажется, таким надо родиться,  это как с харизмой, она есть или ее нет. Он может обладать многими знаниями и умениями, но если нет такого обаяния, то вряд  он будет лидером. Если у него нет такого внутреннего чутья вести за собой, то за ним люди не потянутся. Тем более, руководитель-лидер должен обладать стратегическим мышлением и просчитывать   многие ходы вперед. Хороший управленец, который принимает решения, и команда его во всем поддерживает. Моя точка зрения такова: человек  может всю жизнь не  знать, что он лидер, и все-таки быть им. Лидер это тот, кто понимает ответственность, возложенную на него  и принимает ответственность не только за себя, но и "за того парня", то есть за команду. Возьмем такую известную всем пословицу: "Назвался груздем, полезай в кузов", но не каждый -  "груздь", который в кузов лезет - успешный руководитель.

Райнур

- Да, это человек, который, прежде всего, ориентирован на результат, несет ответственность за свою команду и  может грамотно делегировать свои полномочия сотрудникам.

Наиля

- Я не совсем согласна с коллегами и считаю, что эффективный управленец - это  тот,  в зависимости от ситуации, кто здесь и сейчас принимает управленческие решения, четко идет к своей цели,  используя при этом минимальное количество ресурсов,  всех -  человеческих, финансовых, временных. Это руководитель, который четко знает, куда он идет.

- Скажите, а что нового и интересного Вы почерпнули для себя за это время?

Зиннур

- Мне очень понравилось быть студентом, хочу получить второе высшее именно в КФУ,  интересует госслужба и психология-практика. Первое  высшее образование я получил в Екатеринбурге.

Гульнара

- Для меня много было нового. Хотя, были такие вещи, которые я знала, но они лежали где-то в подсознании, но на  практике я  не использовала. Сейчас я  поняла, что именно эти знания  и способствуют и будут способствовать в работе на результат.

Райнур

- Я увидел для себя много векторов развития, не только как руководитель и сотрудник госслужбы, но и как человек с планеты Земля.

Наиля

- В свое время я получила профильное образование -   окончила Академию госслужбы при Президенте РТ, меня готовили быть служащей. В данном контексте я пришла на учебу в несколько другом качестве, но при этом,  имея определенный опыт. Мне эта программа повышения квалификации очень многое дала. Я старалась акцентировать внимание преподавателей на практической стороне. Очень много почерпнула в области  межличностных контактов, поняла,  что только я сама себя оцениваю.

На практических занятиях, когда преподаватель выставил меня перед группой, то  я  старалась ощущать себя "с внешней" стороны - старалась "держать марку", представлять,  как я выгляжу, хорошая ли у меня осанка. И это подвело меня  к мысли, что  на тебя смотрят, но  видят не тебя, а себя через тебя. То есть, первое оценочное мнение - это не тебя, а себя люди видят через тебя. Когда я это осознала, то мне стало легче. Я критичный человек, постоянно себя оцениваю. И поняла, если я оцениваю себя,  то я оцениваю и других. А это не есть всегда хорошо.

- Что особенного Вам запомнилось, и что вы могли пожелать?

Райнур

- Что запомнилось -  как нам подавали знания,   как их использовать в повседневной работе и куда нам расти в своей карьере. Знания я получил очень полезные, многое себе записал, и список литературы, в том числе, чтобы я мог расти не только в карьерном плане, но и для общего развития.

Зиннур

- Хочу пожелать ВШГМУ - чаще проводить такие курсы повышения квалификации. Один раз в три года - это ооочень мало! На мой взгляд, целесообразно проводить такое обучение 2 раза в год. Ведь это веление времени. Нельзя оставаться  в течение трех лет "в одном качестве".

Наиля

- Конечно, мы все разные,  и каждый из нас ставит себе свои определенные задачи, кто-то хочет больше практических занятий, тренингов, другие  -  больше лекционного материала. Но можно определить какие-то факторы объединяющие. Мы приходим учиться, нас не знают, мы не знаем своих преподавателей, и это, как я думаю, несколько влияет на эффективность  обучения. Может быть, надо проводить предварительный мониторинг обучающихся,  и материал  будет ориентирован на определенную группу слушателей, где-то даже "точечный". Тогда  и эффект обучения  будет гораздо весомее.

Гульнара

- Очень  понравился тренинговый материал, особенно тренинги на работу в команде. Ведь, только работая в команде, можно достичь хорошего результата. То есть, пословица  "Один в поле не воин"-   однозначна в своей правоте. Мне очень понравилась формула "составляющая счастья", что  оценивание  людей через призму собственного "я" в корне неверно. Нужно  "дистанцироваться" от себя, тогда и выстраивание отношений с коллегами будет проходить более гладко,  и отдача будет больше. Лекции  - это замечательно, но с практикой результат еще больше.

- Ваши курсы завершаются в преддверии хорошего весеннего праздника. В этой связи интересно, как вы считаете - есть ли различия между управленцем-женщиной и управленцем-мужчиной? Если да, то в чем это проявляется?

Райнур

- Я считаю, что руководитель  должен быть приятен внешне, а если женщина-руководитель обладает обаятельной внешностью и деловой хваткой, то это двойной бонус!  А в принципе, я не делаю никаких гендерных различий. Главное, чтобы он обладал деловыми качествами. И если харизматичный  руководитель настраивает к себе, то это большой плюс. Я считаю, что в команде каждый руководитель и подчиненный должен подходить друг другу, тогда это и будет успешная команда. Могу сказать на своем примере, я предпочитаю работать в кратчайшие сроки. Когда руководитель ставит задачи сделать через месяц, то контроль за  исполнением должен быть регулярным в течение данного отрезка времени.

Гульнара

- Наверное,  мужчина-руководитель воспринимается всеми лучше по сути, но женщина-руководитель тоже может достичь больших результатов. Как нас учили на тренингах, мир мужчины и женщины отличен кардинально. Думаю, что женщина-босс обладает таким преимуществом, как природная гибкость,  понимание мужской психологии.

Зиннур

- Очень непростой  вопрос. Но, думаю, что и мужчина и женщина в равной мере могут быть эффективными руководителями. Почему бы и нет? Гендерных особенностей я бы не выделял. Если женщина-руководитель обладает всеми качествами лидера, да еще и обладает приятной внешностью - почему бы и не быть в качестве ее подчиненного? Мне импонирует такой тип руководителя,  когда он сам принимает решение и дает команду исполнить, и при этом несет ответственность за свое решение. А если женщина будет постоянно советоваться с коллективом, как поступить в том или ином случае, у меня возникнет закономерный вопрос - а зачем мне такой начальник, который не умеет принимать решения сам?

Наиля

- Управленец-мужчина и управленец-женщина отличаются - безусловно. В России, особенно в Татарстане, подчеркиваю,  патриархальный уклад, поэтому  почти всегда руководитель - мужчина. Но есть сферы, где, по моему мнению, женщина-руководитель предпочтительнее, например, в образовании, социальной сфере. Тут особенно важны женские  качества, как сердечность, сопереживание. А вообще, должен быть выдержан определенный баланс.

 Когда только одни представители сильной половины человечества являются топ-менеджерами, руководителями высшего звена - это не совсем правильно. Идеальная формула, когда руководитель мужчина, а женщина -  его заместитель и наоборот. Как нам всем известно, что женщины еще обладают неоспоримым преимуществом - они более стрессоустойчивы. У мужчин-управленцев может быть рассредоточено внимание, и в этом плане он менее эффективен как  менеджер, но в  логике мужчина сильнее. В своих решениях мужчина и женщина - руководители должны подходить взвешенно, учитывая   эмоциональные и логические факторы. Тогда это будет идеальный управленец. Логика должна быть на интуитивном уровне.

 

Как показала состоявшаяся беседа, повышение квалификации является взаимообусловленным процессом. Учитывая, что эффективность - это особая технология, и если она согласуется с интеллектом и информированностью руководителя, любого представителя государственного и муниципального управления, то, безусловно, в таком сочетании будет достигаться наибольший результат. И управленец обязан не просто доносить до своих сотрудников поставленные задачи в адекватной форме, но и чувствовать, насколько сотрудники понимают свою роль, чувствовать свой коллектив, чтобы более эффективно идти к цели через мотивацию.

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Алины Миночкиной