12 февраля 2015
Обновленные требования к вузам-участникам программы "5-100" озвучили сегодня в Томске

«Дорожная карта» программы повышения конкурентоспособности должна быть выполнена не по формальным признакам.

Семинар программы «5-100», проходящий сейчас в городе Томске, традиционно начался с демонстрации гостям научной и образовательной базы Томского государственного университета. Это учебное заведение ведет отсчет своих исследований с 1878 года. Стоит отметить, что в становлении научной школы принимали участие и казанские преподаватели. Речь идет о создании в 1880 году Сибирского ботанического сада. Немало экзотических экспонатов было перевезено сюда из Казани, и до сих пор, спустя 134 года, все это живет, расцветает и пахнет. Уникальные, оставшиеся практически в единственном экземпляре растения стали своего рода символом нынешнего мероприятия, знаком того, что российская научная школа способна не только создавать, но и бережно сохранять и приумножать. Оба этих тренда должны стать точкой глобальной конкурентоспособности, четкий путь к которой прописан в «дорожной карте» каждого из 15 университетов, попавших в проект «5-100».

Напомним, проект предполагает вход 5 ведущих университетов России в рейтинг 100 лучших в мире. Сегодня основная задача университетов ‑ подготовка к защите «дорожных карт». Семинар нужен для выработки рекомендаций.

Вместе с тем направление на продвижение в топ 100 остается приоритетным, хотя бюджетное финансирование проекта изменилось. Сокращение, с учетом общих по России 10 процентов, ‑ далеко не самая последняя новость для участников.

Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ, выступая на семинаре, сказал: «К сожалению, мы столкнулись с рядом случаев, когда некоторые университеты подменяют деятельность ее имитацией. Должен сказать, что мы на совете, который состоится в марте, разберемся по каждому выявленному случаю и будем отслеживать дальнейшую деятельность. Будем начислять условные штрафные баллы с последующим исключением участника из проекта».

Причем кто-то все равно вылетит из проекта в марте 2015 года ‑ несколько отстающих вузов, по выбору секретариата проекта, выведут из основной группы участников вне зависимости от достигнутых в «дорожной карте» показателей. Ключевым моментом для министерства становится повышение результативности, а не выполнение и улучшение формальных показателей. Тем более что позитивные примеры реальной работы существуют, и не где-нибудь, а в нашем, Казанском университете.

По этому поводу Александр Повалко заявил: «В частности, в КФУ есть направление сотрудничества с Японией. Им каким-то образом удалось получить научное направление от иностранных партнеров, и это ‑ реальный результат, это хороший пример концентрации усилий на вполне конкретном направлении». По его мнению, попытка достигнуть всего сразу заранее обречена на провал.

Из этого заявления высокопоставленного чиновника можно сделать вывод о том, что не все достижения университетов-участников проекта имеют значение для оргкомитета «5-100». Отсюда и следующее нововведение – «дорожная карта» обязана пройти экспертизу внешними по отношению к университету и к проекту «5-100» экспертами.

Вообще, глобальных изменений много. Ожидается покорение следующих высот:

1. Роль проектного офиса и его роль в  изменении содержания работы университета должны возрастать. Поэтому и доклад по результатам будет делать руководитель проектного офиса, разумеется, на английском языке. Событие произойдет в Томске 20-21 марта 2015 года.

2. Развернется учебно-образовательная программа, направленная на подготовку потенциально новых управленцев, способных усилить команду и повысить конкурентоспособность университета-участника проекта.

3. Будет продолжена работа по созданию единой информационной среды в рамках проекта. Произойдет уход от системы запросов информации.

4. Оцениваться будут не абсолютные показатели, а преодоление собственных рекордов. Действительно, сравнивать 15 университетов-участников не всегда получается, слишком отличаются размеры, направления и ресурсы.

Выступление заместителя министра образования РФ прошло в глубокой тишине, несмотря на то, что в зале находилось более 500 человек. Принять и осмыслить сразу все озвученные изменения оказалось не под силу даже самым подготовленным. Потому слово взял Андрей Волков. Заместитель председателя Совета проекта «5-100» выделил несколько проблемных точек, характерных для всех университетов-участников.

Первая проблема ‑ в области образовательного подхода, оргкомитет проекта не выделил ни одного университета, шагнувшего вперед в образовании. Двигаясь к старому и модифицируя не конкурентное, стать лучшим в мире не получится.

Вторая проблема ‑ отсутствие реального прогресса в области исследовательской деятельности. Пока никто не сравнивает себя с мировой практикой, и никто не построил целостную кадровую политику для перехода к целостному университету.

Третья ‑ инновационный контур. Здесь все еще сложнее. Целостной политики здесь нет.

Четвертая ‑ позиционирование, а именно ‑ бренд и продвижение. Есть робкие попытки, но они не системны.

Пятая ‑ никто не проделал вскрытия бэнчмаркинга. Никто не провел глубинного анализа опыта и переноса его на себя. Пошли по простому пути копирования.

Шестая ‑ мы по-прежнему держимся за такой подход: улучшить что было, навести порядок. Он понятен, но попытки изменить политику, философию ведения деятельности не было. Улучшение существующих формальных показателей не является целью проекта.

За два с половиной года проект инициировал множество изначально не предусмотренных побочных эффектов. К примеру, вузы, не попавшие в проект, используют сформированные «дорожные карты» как инструкции к применению в процессе своего продвижения. И, по мнению совета проекта, если это происходит, то копировать должно тот опыт, который в перспективе действительно может привести к положительному результату.

Обсуждение подробностей изменений в проекте продлится на протяжении двух дней. Завтра, 13 февраля, встреча пройдет на базе Томского политехнического университета, и, полагаю, после вечерних раздумий вопросов к членам совета станет еще больше.

О втором дне семинара вы можете прочитать, пройдя по ссылке.

Источник информации: Камилл Гареев, Томск
Комментарии
ППС 16.02.15, 11:20
+1 
-1 
"Развернется учебно-образовательная программа, направленная на подготовку потенциально новых управленцев,способных усилить команду и повысить конкурентоспособность университета-участника проекта". Неужели это действительно является одним из условий выхода в тор-100? И это вместо того, чтобы сократить бюрократию, мешающую реальной научной и образовательной работе. Это же уже ярко показала аккредитация,когда занимались отнюдь не статьями и другими нужными вещами...
Ответ: Подготовка новых управленцев, способных усилить команду, и ориентирована на борьбу с бюрократией. Если Вы знаете другой способ, то, пожалуйста, напишите о нем. С уважением, пресс-служба КФУ.
Вадим Семашко 13.02.15, 12:46
+1 
Одна из существенных проблем по ППК - не стабильность выполнения обязательств, взятых на себя КФУ, в части оплаты труда приглашенных исследователей из-за рубежа. Например, сейчас зарплаты внешних совместителей, работающих удаленно, снизились до неприемлимо низких величин. Считаю, что это наносит огромный репутационный урон университету. Кроме того, недостаточно обеспечена прозрачность рапределения средств, выделяемых на НИР и только в рамках проекта ППК.
тоже биолог 13.02.15, 10:47
+15 
Стало страшно за наш Проектный Оффис :)
физик 12.02.15, 22:48
+16 
Страшно далеки они от народа.(Отредактировано)
Зубаков Вячеслав 12.02.15, 16:59
+10 
-3 
Это не кризис и не имитация - это переходный период от старого к новому, когда заново осмысливается "старое" и "новое"... Это жизнь.