29 января 2015
Мартин Линч: "Классика и новшества должны гармонично дополнять друг друга"

С 26 по 30 января в Институте психологии и образования КФУ проходит ряд весьма серьезных мероприятий.

Все они входят в программу 1-го модуля курсов повышения квалификации «Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по укрупнённой группе специальностей «Образование и педагогика» (направление – «Психолого-педагогическое образование») для профессорско-преподавательского состава и сотрудников методических служб.

Мартин Линч

28 января в рамках модуля перед слушателями курсов выступил с лекцией заокеанский гость – Мартин Линч из Рочестерского университета (штат Нью-Йорк, США), итающий лекции на английском языке для студентов кафедры психологии личности ИПиО. Всех заинтересовала тема его выступления: «Мотивация с точки зрения теории детерминации: краткое введение».

Панорама Рочестерского университета.

Гость начал лекцию (читал он её по-русски) не с основного материала, а со знакомства с аудиторией. Сперва он рассказал о вузе, в котором работает. Рочестерский университет (англ. University of Rochester) - частный исследовательский университет, основанный в 1850 г. В его составе 6 школ (так там называются факультеты).

Из стен этого вуза вышло немало выдающихся учёных, среди которых 8 лауреатов Нобелевской и 23Пулитцеровской премии, 19 лауреатов стипендии Гуггенхайма, 2 - стипендии Голдуотера, 1 – стипендии Фонда Билла и Мелинды Гейтс и 2 – стипендии Маршалла, а также 7 лауреатов программы Фулбрайта. Кстати, сам М.Линч с сентября прошлого года работает в ИПО по гранту именно этой программы.

О качестве подготовки в Рочестерском университете красноречиво говорит тот факт, что среди учёных, консультирующих НАСА по вопросам модификации и подготовки к запуску космического телескопа «Джеймс Вебб», который должен заменить устаревший «Хаббл», почти 25% - его выпускники. Соответственно, высок и рейтинг этого вуза: 37-я позиция в рейтинге «Национальные университеты» известного издания «U.S. News & World Report» и  82-я – в Академическом рейтинге университетов мира.

Сам же Рочестер (расположенный на живописном берегу одного из Великих американских озёр – Онтарио) – не только образовательный, но и промышленный центр: в этом городе, например, находятся штаб-квартиры всемирно известных компаний «Xerox Corporation» и «Eastman Kodak Company». Разумеется, выпускники Рочестерского университета успешно трудятся и там.

В архитектуре университетского кампуса гармонично слились классика и модерн.

Далее слушателям курсов был предложен тест, разработанный совместно ИПиО и Университетом Рочестера. Его цель – узнать, какие аспекты воспитания детей профессиональные педагоги считают наиболее важными, и как они согласуются с традиционной системой воспитания. М.Линч пояснил, что он очень важен, так как в нем высказывается мнение непосредственных участников и руководителей воспитательного процесса. Заинтересованная аудитория бодро принялась заполнять и сдавать анкеты теста.

Затем М.Линч перешёл непосредственно к лекции. Он рассказал, что теория самодетерминации (англ. self-determination theory) разработана около 30 лет назад в США психологами Э.Деси (E.Deci) и Р.Райаном (R.Ryan). Ее главный постулат: человек может ощущать свободу выбора и реализовывать ее в своем поведении, невзирая на ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов.

Соответственно, если условия жизни человека с детства предоставляют ему свободу выбора области интересов и широкий диапазон возможностей деятельности в ней, (без наложения ограничений), то это наиболее эффективно способствует формированию здоровой и полноценной личности. Подмена же требованиями извне личного выбора человека – едва ли не главная причина появления и развития нарушений психики.

Самодетерминация - врожденное свойство, но это не значит, что психологические особенности каждого конкретного человека предопределены его генетикой. Она – старт процесса развития, а вот его направление зависит от взаимодействия растущего человека с окружающим миром.

Но как подключить это свойство психики к мотивации человека на какие-то действия (в данном случае, на учёбу)? М.Линч рассказал об этом, обратив особое внимание на то, что «классическая» модель мотивации «Кнут и пряник» менее эффективна, чем та, которая использует теорию самодетерминации. При использовании последней, школьники  и студенты гораздо лучше усваивают предметы и активнее обрабатывают получаемую информацию. Кроме того, у них куда более гибкое мышление, а, следовательно, и креативность.

Шутливо предложенная М.Линчем классическая модель педагогики …

: … и её американская интерпретация.

Как говорят диетологи: «Не всё полезное вкусно». Так и в учебном процессе: не всё нужное интересно. М.Линч объяснил, как мотивировать детей к неинтересному делу. По его словам, для этого требуется обосновать необходимость подобного дела и заинтересовать в его конечном результате. Причём, управление работой школьника или студента обязательно должно быть неконтролирующим.

Лекция М.Линча вызвала большой интерес: после того, как он завершил выступление, к нему обратились представители некоторых вузов ПФО, предложившие поработать и с их педагогическими коллективами.

Завершился же вечер небольшим интервью, которое М.Линч согласился дать нашей газете.

- Мистер Линч, Вы почти полгода в Казанском университете и, наверное, уже составили своё мнение о наших преподавателях и студентах. Каковы они в сравнении с их американскими коллегами?

- Я уже давно работаю в России – впервые приехал в 1992 г. и 2 года работал в МГУ. Неоднократно бывал и в других вузах, поэтому мнение о российских студентах и преподавателях у меня сложилось – я восхищён ими.

О студентах КФУ могу сказать, что они невероятно эрудированы, отличаются большим вниманием и интересом к преподаваемым дисциплинам, прекрасно усваивают материал. Ваши же преподаватели – профессионалы экстра-класса, лучшие, с кем мне приходилось иметь дело. Особенно меня восхищает то, что они всегда в курсе всех новостей мировой педагогической науки, поэтому их кругозор знаний почти необъятен. Их зарубежные коллеги более ориентируются на работу учёных своих стран.

- А какие-нибудь минусы в сравнении с теми же американцами, например, есть?

- Только недостаточное знание английского языка, но этот пробел уменьшается очень быстро – число владеющих английским неуклонно возрастает, а качество владения им улучшается. Это поможет в будущем, например, в ознакомлении с новинками зарубежной научной литературы, а также при публикации статей в иностранных научных журналах, ведь, судя по уровню ваших учёных, их статьи будут просто великолепными.

И ещё – я не то, чтобы возмущён, а, скорее, удивлён тем, как у вас много курильщиков. Россия, наверное, в числе лидеров по потреблению табака?

- Да, она - на 7-м месте в мире. А как Вы считаете, на какой уровень выйдет КФУ в целом и ИПиО в частности после преодоления языкового барьера?

- На 7-м месте? Наверное, население России использует успокаивающее свойство табака вместо психотерапии. Что же касается уровня - он будет очень высоким. Профессионализм, эрудированность: ваши учёные непременно займут то место, которого достойны – одно из ведущих в мире!

Вообще, я очень рад, что мне довелось работать в Казанском университете - одном из старейших вузов России, богатом научными достижениями и славном традициями преподавания. Искренне благодарю за это руководство ИПиО, особенно его директора Айдара Калимуллина и завкафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций Наилю Салихову.

- Теперь вопрос по «горячим следам» Вашей лекции: там упоминается, что акцент в обучении делается на выполнении посильных задач (которые выбирают сами обучаемые) и удовольствии от их выполнения. Но студенты и школьники в силу некомпетентности и недостатка жизненного опыта не могут точно определить, что именно им надо. Может быть, для успешного образования нужно использовать и классические методы педагогики?

- Вы совершенно правы! Классическая модель педагогики – база. Но нельзя всех стричь под одну гребёнку. Нельзя сбрасывать со счетов то, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность со своими индивидуальными предпочтениями и способностями.

Так вот, задача теории самодетерминации в педагогике – разглядеть эти предпочтения и способности, помочь их полностью раскрыть и успешно применить на практике. А в основе образования лежит всё тот же опыт, накопленный человечеством в течение тысячелетий. Одним словом, классика и новшества должны гармонично дополнять друг друга.

- Это подтверждает такой факт: что за образование получили люди, ставшие основными разработчиками поисковой системы «Google»?

- Конечно же! Полученное в родных странах образование классического типа они, приехав в США, дополнили современными методами. Такой синтез и дал столь блестящий результат. Кстати, у меня нет никаких сомнений в том, что преподаватели и студенты КФУ великолепно справятся с этим.

- Благодарю за беседу, мистер Линч. Вы дали очень высокую оценку КФУ, коллектив которого надеется, что всё будет именно так.

Всего в программу 1-го модуля курсов повышения квалификации вошло 23 лекции. Перед слушателями выступили сотрудники ИПиО и Департамента информатизации и связи  КФУ, а также Института образования ВШЭ (Москва). Была составлена и культурная программа, куда вошли: пешеходная экскурсия по Казанскому кремлю «Сказание о Казани», экскурсия по Музею истории Казанского университета и посещение Татарского государственного академического театра им. Г.Камала.

В заключение следует отметить важность работы по подготовке и повышению квалификации педагогов, проводимой коллективом ИПиО. Действительно, развитое образование – один из краеугольных камней, на которых стоит благополучие, экономическая успешность и безопасность любого государства. А образование не сможет быть по-настоящему развитым, если будет «вариться в собственном соку», не учитывая мировой опыт. Поэтому работа в alma mater иностранных учёных, таких, как Мартин Линч – большой плюс для образования и науки. Их развитие, в свою очередь, приведёт к уверенному подъёму КФУ в мировых рейтингах – вплоть до попадания в число 100 лучших университетов мира.

 

Источник информации: Алексей Леонтьев, газета "Казанский университет"
Комментарии
Участник 31.01.15, 19:42
Надо сказать, что наши ученые из "Вышки" были намного интереснее, актуальнее, продуктивнее. Это не значит, что не надо приглашать профессоров из-за границы. Это значит, что не надо столь бездумно недооценивать своих.
Читатель 30.01.15, 12:29
+1 
-1 
Если честно, ничего нового. Как будто Россия совсем дремучая.