10 октября 2011
Опыт межпредметной деятельности в базовой школе КФУ

10 октября в рамках Школьной Лиги РОСНАНО в гимназии №7, базовой школе Казанского федерального университета, состоялось открытие нового образовательного проекта «Start-tup» как актуальный способ решений нетривиальных задач образования».

Особенность данного проекта в том, что одновременно в 4-х городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске) школы, прошедшие конкурсный отбор, стали стажировочной площадкой для поиска, отбора лучших методик по вовлечению ребят к междисциплинарному обучению. Участникам была предложена насыщенная программа, которая продлится до 15 октября.

 В течение 4-х последующих лет в гимназии будет проходить апробация современных технологий естественнонаучного образования, где главный упор переносится на проектную, командную работу и использование мультимедийных ресурсов.

«Главное, найти те методы обучения, которые в большей степени вовлекали их в процесс творческого и активного освоения естественнонаучных дисциплин», - отмечает директор гимназии №7, кандидат педагогических наук Любовь Кочнева. Далее Любовь Петровна подчеркнула, что эффективная деятельность Школьной Лиги РОСНАНО невозможна без участия представителей ведущих вузов и ученых. Директор гимназии отметила большой опыт взаимного сотрудничества гимназии с Казанским федеральным университетом и другими вузами: «Так, например, для преподавания физики мы используем электронные ресурсы, разработанные специально для школьников профессором КФУ Александром Фишманом. И вы сами можете убедиться в их эффективности»

Слушатели семинара в первый же день стажировки в гимназии ознакомились с деятельностью открытой научной лаборатории по проектной деятельности, лаборатории Эйнштейна, бизнес-компании «Артишок» и малым театром науки. Гостям были продемонстрированы электронный журнал, возможности документ-камеры, методика дистанционного обучения.

В программе стажировки – мастер-классы, дискуссии, деловые игры, презентации передовых технологий, обсуждение, экскурсии в инновационные школы и передовые вузы Казани. Так, слушатели побывали в лаборатории Технологии школы №12, где познакомились с одним из современных инструментов преподавания предмета «Технология» - наборами LEGO-Dasta, попробовали свои силы в моделировании рычажных механизмов и пневматических устройств.

В Казанском федеральном университете учителя биологии услышали интереснейшуюекцию из уст профессора Ольги Ильинской, посетили кафедру микробиологии и лабораторию нанобиологии и побывали в Зоологическом музее КФУ.

 Экскурсия в Казанский физтех поразила педагогов своим техническим оснащением: электронный сканирующий микроскоп, изучающий наноструктуру вещества, спектрометр ЕПР, криолаборатория. Директор института Кев Салихов, приветствуя гостей, отметил: «Сегодня очень важно привить интерес к учебе. И специально для школьников мы разработали урок, посвященный великому открытию нашего казанского ученого – Евгения Завойского».

Как отмечает слушательница проекта Надежда Мокеева из Чебоксар: «Даже один день стажировки дает огромную пользу. Мы увидели, как можно работать, как выстраивать занятия, чтобы было интересно учиться. Это превосходная форма общения, где мы сами, демонстрируя свой опыт, являемся учениками. Также хочется отметить тот факт, что в Казани ведется целенаправленная работа вузов со школами».

«Сейчас понятие «нанотехнологии» у многих на слуху, но не каждый в доступной для ребенка форме расскажет, что это такое, каково практическое применение. Эта стажировка нам очень помогла», - поделились впечатлениями педагоги Юрий Иванко и Марина Комарова из Башкорстана.

«Представьте себе обычный урок, например, химии. Как обычно происходит обучение? Учитель раскрывает тему, иногда ставит опыты, затем указывает в учебнике необходимый параграф. То есть, услышал, прочитал, запомнил. И так изо дня в день… Мне понравилось, как в гимназии используется метод проектов, например, когда класс по заданной теме разбивается на проектные команды. Есть общая задача. И каждая из групп должна представить свой, наиболее выгодный вариант ее решения. В ход идет и поиск информации в Интернете, в библиотеках, обсуждение, анализ. То есть ребята сами получают знания. В результате тема изучена, приобретен опыт работы в команде, опыт самостоятельного исследования, совместного поиска нестандартного решения. Интересно, правда», - говорит Елена Игонина, преподаватель из Ульяновска.

Ближайшие пять лет школы проекта ждут большие перемены. Так, в систему обучения войдет содержательный блок, связанный с преподаванием нанотехнологий. 50% учебного времени по изучению естественнонаучных дисциплин будет осуществляться в технологиях межпредметной интеграции, с использованием электронных образовательных ресурсов и программного обеспечения нового поколения. Во всех школах введут в систему преподавания проектный метод, позволяющий развивать исследовательскую компетентность школьников. В перспективе – подготовить каникулярные программы для ребят и создать федеральные и региональные летние школы в формате Нанограда.

Каждый ребенок учась, познает мир, и он должен стать для него интересным. А для этого нам надо найти иной подход к образованию, чтобы уже в средней школе полноценно готовить юное поколение к будущей профессии.

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ