24 декабря 2014
Студенты и аспиранты КФУ стали обладателями именных стипендий мэра Казани

Подведение итогов конкурса на соискание именных стипендий мэра Казани состоялось в Казанской ратуше 24 декабря.

Стипендиатами стали 30 воспитанников музыкальных и художественных школ, 2 учащихся ссузов, а также 20 студентов и 16 аспирантов высших учебных заведений. Среди 36 учащихся татарстанских вузов 12 обладателей стипендии являются представителями Казанского федерального университета.

Напомним, студенты и аспиранты представляли на конкурсе свои научные работы, имеющие практическую значимость и возможность реализации в процессе благоустройства города. Защита проектов проходила в 2 этапа: заочный и очный.

Мы попросили Михаила Варфоломеева, доцента Химического института им. А.М.Бутлерова, возглавлявшего экспертную комиссию, рассказать о том, как проходил конкурсный отбор:

- В этом году на соискание стипендии мэра Казани было подано рекордное количество работ – более 160. По итогам заочного этапа в очный тур прошли 69 работ. На суд экспертной комиссии были представлены исследования по самым различным направлениям как естественно-научного, так и социогуманитарного блока. Отобранные проекты являются детально проработанными, уже в ближайшей перспективе они могут принести пользу простым людям или стать двигателем прогресса в различных отраслях промышленности.

Удалось нам побеседовать и с некоторыми из счастливых обладателей именной стипендии.

Артем Игнатьев, аспирант Института психологии и образования:

- Мое исследование было посвящено разработке форм и технологий инклюзивного образования в Республике Татарстан. Речь идет о совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации можно увидеть статьи, напрямую касающиеся области инклюзивного образования. Однако на практике оказывается, что никто не знает, как именно нужно внедрять подобную систему образования.

В первую очередь, трудности возникают даже не с материально-техническим обеспечением, а с научно-методическим. Иначе говоря, учителя не подготовлены к тому, чтобы работать в классах, где есть дети с ограниченными возможностями. Не менее плачевную ситуацию можно наблюдать и в детских садах. Задавшись вопросом, как можно изменить сложившуюся тенденцию, я занялся разработкой коррекционной развивающей программы, направленную на развитие детей с общим недоразвитием речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Эта программа, безусловно, окажется полезной для педагогов, логопедов, дефектологов. Ее можно использовать как в специализированных реабилитационных центрах, так и в обычных детских садах, а также в начальной школе.

Кроме того, нами было предложено внедрить в образовательную систему элективный курс, который предполагает обучение педагогов специальным компетенциям: психолого-педагогическим и медико-педагогическим. Наличие подобных навыков у воспитателей и учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями, на мой взгляд, является исключительно важным. Эти люди обязаны обладать знаниями в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

Руслан Юрасов, студент Института управления экономики и финансов

- Мой проект был посвящен исследованию того, как реализуется концепция «умного города» в России и за рубежом. Мной был проведен анализ реализации данной концепции в различных городах России, в том числе, в  Казани, Уфе, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. По его итогам был составлен рейтинг городов-миллионников по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий. Первое место разделили Екатеринбург, Новосибирск и Казань.

Кроме того, нами были даны конкретные рекомендации по усовершенствованию управленческого процесса технологиями в городах. Необходимо также подчеркнуть, что наряду с внедрением технологий нужно проводить работу и с жителями России, причем на трех уровнях: привлечение, включение и развитие. На первой ступени должны формироваться наиболее комфортные условия для граждан, чтобы у них возникало желание жить именно в нашем городе. На этапе включения создавать все условия для повышения степени удовлетворенности жизнью в городе. И на третьей ступени предполагается что так называемый «умный горожанин», занимаясь реализацией своего потенциала, будет приносить пользу городу.

Стоит отметить, что наши города еще далеки от уровня развития концепции «smart city» за рубежом. В России на данный момент нет полного понимания того, как нужно ее реализовывать в наших реалиях. Технологии должны разрабатываться и внедряться не ради того, чтобы они были, а для того, чтобы создавать максимально комфортные условиях жизни людей. Ключевой элемент «умного города» - интеграция всех технологических новшеств воедино. Помимо этого, хочу подчеркнуть, что для правильной работы концепции необходимо создание единого информационного центра, который бы собирал всю информацию с датчиков. Впоследствии именно на основе этой информации должны приниматься все управленческие решения и выстраиваться работа городских служб.

Алия Хуснуриялова, студентка Химического института им. А.М.Бутлерова

- Моя работа была посвящена комплексному развитию промышленности Казани. Речь идет о создании новых никельорганических катализаторов олигомеризации и полимеризации этилена, которые, в частности, могут применяться в производстве на ОАО «Казаньоргсинтез». Особенностью данных катализаторов является более высокая эффективность, а также малая токсичность. Таким образом, применение катализаторов такого рода позволит не только ускорить каталитические процессы, но и снизить техногенную нагрузку на город, улучшить экологическую ситуацию в регионе.

Отмечу, что разработки в данном направлении ведутся на базе научно-исследовательской лаборатории «Гомогенный катализ» при содействии специалистов из Дрезденского технического университета и Флорентийского университета. Практической реализацией катализаторов уже заинтересовалась японская компания Showa Denko.

Добавим, размер стипендий для школьников и учащихся ссузов составил 10 тысяч рублей, студентов – 20 тысяч рублей, а аспирантов – 30 тысяч рублей.

Поздравляем молодых ученых со столь важным достижением!

Источник информации: Алина Искандерова, Пресс-центр
Комментарии
Читатель 25.12.14, 09:46
Молодцы!!!
... 25.12.14, 09:11
+5 
было классно, но среди технической секции представителей кфу было маловато.