11 декабря 2014
Гуманитарные науки – каково их будущее?

В минувшую субботу, незадолго до празднования 210-летия alma mater, в зале заседаний Попечительского совета прошло заседание Международного научного совета КФУ.

Следует отметить, что почти по всем вопросам мероприятия велись оживленные дискуссии. Ученые, например, интересовались взаимодействием естественнонаучного и гуманитарного направлений работы КФУ. Д.Нургалиев в ответ подчеркнул, что междисциплинарные исследования становятся одним из самых сильных качеств alma mater. Его дополнили руководители институтов, представившие ряд междисциплинарных исследований.

Едва ли не самый актуальный вопрос задал В.Лефельдт. Шутливо заметив, что он – единственный в МНС гуманитарий, немецкий ученый спросил у М.Сафиуллина: «Я заметил, что развитие КФУ идет практически только по естественнонаучным направлениям. О социогуманитарных науках речь почти не заходит. Есть ли в планах университета развитие этого научного блока?» Проректор ответил, что стратегия развития социогуманитарного направления уже разрабатывается, а наши ученые-гуманитарии - авторы большинства научных статей, написанных за год для Scopus и Web of Sciense.

По окончании заседания В.Лефельдт согласился дать газете "Казанский университет" небольшое интервью по поводу затронутой им проблемы. Сам он – филолог-славист, достигший мировой известности в науке, автор 21 монографии и более 130 статей, а также множества рецензий и переводов.

Круг научных интересов В.Лефельдта невероятно широк: от истории славянских языков до политических процессов в современном мире, особенно, в России и на Балканах. Его достижения высоко ценятся научным сообществом: в 1996 г. он избран членом-корреспондентом Хорватской Академии наук, в 2006 г. - вице-президентом и председателем филологическо-исторического отделения Геттингенской Академии наук. В 2010 г. он получил звание почетного доктора Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, а спустя 2 года – «Почетный доктор Казанского университета».

Итак, что же мы узнали от знаменитого ученого? Кстати, отметим, что он превосходно владеет русским языком.

- Господин Лефельдт, как Вы оцениваете положение социогуманитарного блока наук в России?

- Социогуманитарные научные знания в России запущены и это нужно срочно исправлять! Россия – родина многих великих мыслителей, чьи работы составили, например, золотой фонд мировой литературы. Неужели наследники не поддержат славу предков?

- Чтобы поддержать эту славу, надо начинать с самого элементарного – с нормального обучения русскому языку. Например, к нам в газету как-то раз пришел студент-журналист, писавший с ошибкой собственное имя…

- Это ужасно! Но я Вас утешу – в Германии дела с изучением и знанием немецкого языка немногим лучше, причем, это касается не только школы. Например, один наш ученый-историк написал превосходную по содержанию книгу о I Мировой войне и попросил меня дать на нее рецензию.

На каждой из более, чем 1000 страниц, этой действительно интересной книги было по 20 с лишним ошибок – и грамматических, и стилистических – издательство «постаралось» при правке. Конечно же, я их исправил. Так вот, если такое допускают профессиональные корректоры, то чего ожидать от обычных школьников?

- А потом невежество разрастается, как снежная лавина. Недавно мне довелось узнать от одного студента-африканца об уверенности многих наших молодых людей в том, что Африка – это страна. Мне было очень стыдно…

- Я точно так же стыжусь по поводу знаний современных немецких школьников об окружающем мире!

- Господин Лефельдт, в чем, на Ваш взгляд, заключается причина такого положения дел?

- Причин несколько. Во-первых, это современная «американизированная» система школьного образования. Конечно, в ней есть плюс – она помогает одаренным школьникам раскрыть свой талант. Но надо понимать, что желание каждого отдельного школьника заниматься чем-либо – не повод обращать на остальные предметы минимум внимания. Ребенок должен развиваться разносторонне: «хочу» и «надо» - совершенно разные вещи.

В вузах ситуация только усугубляется: вчерашний школьник, уже обладающий весьма узким кругозором, изучает только какую-то одну научную область. В итоге он действительно становится квалифицированным специалистом, но объем его познаний ограничен только тем, что он изучал. Разве такая зашоренность нормальна для по-настоящему образованного человека?

- То есть, консерватизм в образовании необходим?

- Разумеется. Все новшества в образовании – что школьном, что вузовском - должны быть тщательно продуманы, а их внедрение в практику следует проводить с величайшей осторожностью, учитывая все последствия – и позитивные, и негативные. А уж в высшем образовании главную роль должны играть классические университеты.

- Какие, по Вашему мнению, еще существуют причины?

- Современная цивилизация, которую правильно называют потребительской. Я бы добавил к этому – и развлекательной. Большая часть молодежи хочет удовольствий, а получать что-то, затрачивая усилия – нет. Картина в общественном транспорте: молодые люди уткнулись в планшеты и айфоны. Но они «сидят», в основном, либо в соцсетях, либо на развлекательных сайтах. А ведь в интернете масса прекрасных образовательных порталов! Но, к сожалению, ими мало кто пользуется.

- Господин Лефельдт, как Вы считаете, эту ситуацию можно исправить?

- Не только можно, но и нужно! Но процесс будет сложным – привычки обладают огромной инерцией. Конкретные же действия должны предпринимать, в первую очередь, государства: проводить взвешенную политику в области образования, не хвататься поспешно за модные тенденции в нем, отвергая при этом накопленный опыт. Причем, начинать надо с самого раннего, дошкольного возраста.

Кстати, хочу похвалить ваш замечательный университет за работу со школьниками: идея Малого и Детского университетов и ее исполнение - великолепны. Они прекрасно исправляют все недочеты школьного образования.

- Большое спасибо за беседу, господин Лефельдт. Будем надеяться, что ситуация с гуманитарными знаниями и связанной с ними общей эрудицией изменится к лучшему.

- Конечно, надежду на лучшее терять нельзя. Но тут нужно не только переживать, а также и действовать. И ученые, и освещающие научную деятельность журналисты должны прикладывать к этому усилия, иначе вскоре им некого будет учить и не для кого писать!

Источник информации: Алексей Леонтьев, газета "Казанский университет"
Комментарии
Светлана Гавва. 11.12.14, 10:39
+9 
Господин Лефельдт умница, всё верно сказал. Хотелось бы с ним пообщаться лично. Побольше бы таких учёных, ратующих за развитие гуманитарного блока дисциплин в России и во всём мире, за баланс в системе образования естественных и гуманитарных наук.