Поздравляем ИММ с победой!
Сотрудники отделения педагогического образования ИММ выиграли грант Иннополиса на выполнение работ по актуализации ОПОП с применением цифровых технологий
Коллективы кафедр теории и технологий преподавания математики и информатики и высшей математики и математического моделирования ИММ им. Н.И. Лобачевского совместно с сотрудниками Института психологии и образования и представителями работодателя под руководством д-ра пед. наук, профессора Шакировой Л.Р. будут разрабатывать и апробировать основную профессиональную образовательную программу высшего образования 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Учитель математики, информатики и информационных технологий».
Разрабатываться программа будет на основе анализа потребностей потенциальных работодателей в выпускниках, обладающих профессиональными компетенциями, основанными на применении цифровых технологий в обучении математике и информатике в школе, а также предъявляемых к ним квалификационных требований.
Актуализируемая ОПОП будет учитывать современные тренды развития высшего образования (гибкость для обучаемых, эффективность управления, запросы работодателя), актуальные психолого-педагогические подходы в подготовке будущих специалистов (компетентностный, системно-деятельностный, межпредметный) и соответствующие технологии обучения (проектно-исследовательская, саморегулируемая (self-regulated learning) и др.) и будет направлена на формирование профессиональных компетенций будущего учителя по применению цифровых технологий в обучении в школе.
При существующих тенденциях в сфере информационных технологий, когда происходит все большая профилизация подготовки IT-специалистов (Data Analyst, Web Developer, Information Security Analyst, Python Developer, Database Administrator, Web designer, Mobile App Developer и др.), к учителю математики и информатики и ИТ предъявляется широкий спектр требований в области IT. В общей сложности он должен иметь компетенции в области психолого-педагогических, математических, ИТ наук и межпредметные компетенции, базирующиеся на данных направлениях. Поэтому при актуализации ОПОП с двойным профилем необходимо выработать особые подходы, позволяющие проектировать сбалансированную, качественную компетентностную модель будущего учителя математики, информатики и ИТ.
В основе проектирования актуализируемой ОПОП лежит авторская концепция поэтапного формирования компетенций будущего учителя, структурированная с помощью поэтапного целеполагания в процессе его подготовки. Концепция предполагает постепенное, систематичное «наращивание» профессионально-значимых компетенций в период всего обучения студента бакалавриата. Эти компетенции достигают более высокого качества путем интеграции практики использования математического моделирования, программирования в математике, информационных технологий в практике психолого-педагогического и методического блока учебных курсов. Особое место в подготовке будущих учителей отводится созданию межпредметных проектов в рамках отдельных учебных курсов, курсовых проектов, курсовых по направлению, выпускной квалификационной работы. Данный опыт позволит будущему учителю сформировать высокий уровень цифровых компетенций и стать ведущим специалистом в области цифровизации образования.
Уровень цифровой компетентности выпускника обеспечивается в компетентностной модели учителя математики, информатики и ИТ, с одной стороны, системой необходимых компетенций для эффективной профессиональной деятельности будущего учителя, с другой стороны, достаточных для его дальнейшего профессионального совершенствования в какой-либо из смежных областей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо выделить базовое профессиональное ядро подготовки, которое позволит в дальнейшем с наименьшими потерями менять направление подготовки обучаемому по смежным направлениям.
Согласно концепции выделяются следующие виды цифровых компетенций учителя:
1) общепедагогические цифровые компетенции (ОЦК), необходимые студенту, учителю, преподавателю любого профиля для организации образовательного процесса;
2) предметно-педагогические цифровые компетенции (ПЦК), необходимые специалистам определенного профиля подготовки для повышения эффективности основной профессиональной деятельности;
3) специальные цифровые компетенции (СЦК), необходимые учителю информатики и ИТ.
Разработанная согласно данной концепции актуализированная ОПОП будет апробирована на педагогическом отделении ИММ им. Н.И. Лобачевского с сентября 2021-2022 учебного года. В случае успешной апробации ОПОП наш опыт будет распространен на педагогических отделениях вузов России.