Доцент, кандидат философских наук Альбина Гарифзянова рассказала о результатах трехлетнего научного проекта.
Международная конференция «Городские молодежные культуры: солидарности, креативность, активизм» состоялась в Санкт-Петербурге. Организатором мероприятия выступил Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ.
Руководитель научно-образовательного Центра изучения молодежных культур Елабужского института КФУ Альбина Гарифзянова являлась одним из участников проекта по изучению городской молодежи. Исследование длилось в течение трех лет, рассматривались такие ракурсы, как личность, религиозность, культура, активность и активизм. Проект охватил четыре города: Казань, Ульяновск, Махачкалу, Санкт-Петербург.
По словам Альбины Раисовны, первый этап исследования позволил выяснить, что интересы молодежи Казани и Санкт-Петербурга имеют больше сходств, что кажется странным, учитывая географическую близость Казани и Ульяновска. А сама молодежь Ульяновска ближе по критериям сравнения к молодым людям из Махачкалы.
Цель «пилотажного этапа», который стартовал в апреле 2016 года, состояла в том, чтобы понять какие сообщества будут изучаться в пространствах городов. Третий этап проходил в апреле 2017 года. Участники изучали выбранную молодежную сцену. Работа была организована в формате кейса методом включенного наблюдения. Исследователи старались стать частью изучаемого социального процесса и находиться в контакте с наблюдаемыми, изучая их жизнь изнутри.
В рамках работы Альбины Раисовны на «пилотажном» этапе был изучен татарский рок, в частности творчество группы «Барадж». Данный коллектив сформировался в 2004 году. Музыканты чтят историю, стараются помнить о предках и хранить культуру народа. Следующими респондентами стали рэп-исполнители республики. Площадкой для проведения второго этапа стала рэп- сцена. Выбор был сделан не случайно, так как это направление набирало все большую популярность.
В результате исследований ученые пришли к выводу, что рэп-сцена Казани характеризуется многообразием стилей и направлений. Это очень сложное, творческое сотрудничество разных представителей.
Преподаватель вуза прошла месяц стажировки в Санкт-Петербурге. Альбина Гарифзянова месяц находилась «в поле», то есть напрямую погружалась в жизненные меры респондентов, изучала их культурные практики и интересы, пыталась понять, что для них значит рэп. За время «включения» Альбина Раисовна взяла 29 интервью. В рамках проекта помощницей Альбины Раисовны была студентка пятого курса факультета филологии и истории Зухра Бикмухаметова, которая самостоятельно провела несколько бесед.
Ученый отметила, что за это время она узнала не только новых исполнителей, но и многообразие рэп стилей: джаз-рэп, рок-рэп, comedy-рэп. Во время работы с информантами Альбина Гарифзянова вела исследовательский дневник.
На завершающей проект конференции Альбина Раисовна выступила с докладом «Особенности казанской рэп-сцены, конструирование и выстраивание границ». Важной частью стало описание сущности татарского рэпа. Несмотря на то, что это исконно американская культура, рэп на татарском языке получил широкое распространение в связи с неоднозначным вопросом изучения татарского языка в школах. Хорошим примером того, что исполнение песен на татарском является востребованным, стал успех исполнительницы «Татарка» с хитом «Алтын».
В своем исследовании преподаватель охарактеризовала самые известные рэп-компании Казани, в числе которых «Иттифак». Как выяснилось, столица Татарстана является активной рэп-площадкой, однако большинство творящих в этом стиле сталкиваются с различными проблемами и непониманием. Многие рэперы хотят, чтобы их называли музыкантами, певцами, а кто-то и поэтами.
По результатам работы Центром молодежных исследований был снят фильм о развитии рэпа и исполнителях данного направления. На его презентации присутствовали ученые из Финляндии и Англии, которые дали положительные отзывы.
Совместная научная работа с сотрудниками Центра продолжается и после конференции. Объектом исследования станут тексты рэп-исполнителей. «Слово имеет большее значение, чем музыка, - говорит Альбина Раисовна. - Качество музыки отходит на второй план, главное, какой смысл несет текст. Хотелось бы проанализировать тексты и начать эту совместную работу как вместе с коллегами, так и индивидуально».