Город Петербург играет важную роль в истории и культуре нашей страны. Он всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников: по его улицам, площадям и набережным неслась творческая фантазия лучших русских писателей, таких, как А.Пушкин, Н.Гоголь, Н.Некрасов, которые населили город персонажами своих произведений. Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Именно образу Петербурга и средствам его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» был посвящен урок литературы, проведенный в 10В классе Хусаеновой Гузель Динаровной, учителем высшей квалификационной категории .
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. В системе уроков по творчеству Ф.Достоевского - это второй урок. Содержание урока отвечает требованиям программы и стандарта образования.
Целью урока стало знакомство с Петербургом, городом, который сыграл важную роль в жизни главного героя. В реализации поставленной цели помогали следующие задачи: Образовательные (была показана необычность изображения Ф.Достоевским Петербурга. Анализируя различные средства создания образа города, как – то: пейзажные зарисовки, сцены уличной жизни, описания интерьеров - учащиеся пришли к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который его окружает), Развивающие (учителем формировались умения анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения; формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других; воспринимать явления интегрированно (через связь с другими науками); на протяжении всего урока развивалась способность решать жизненные проблемы самостоятельно), Воспитательные (помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям)
Урок был разработан в соответствии с ФГОС. Использовались активные формы работы обучающихся с текстом. Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение. Отрабатывалась культура устной и письменной речи. Для достижения поставленных задач были выбраны мультимедийная презентация, работа с текстом романа, работа с раздаточным материалом. Всё это позволило активизировать внимание, разнообразить урок, сделать его насыщенным, интересным, исключить перегрузку учащихся, повысить качество излагаемого материала. Удалось реализовать все поставленные задачи. Урок цели достиг.