9 декабря 2017 года в 7 В классе прошел открытый урок литературы. «Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина» – тема урока, в начале которого была смоделирована проблемная ситуация. Учитель Яруллина Светлана Владимировна построила урок в соответствии с требованиями ФГОС. Системно-деятельностный подход, который предполагает включение в учебный процесс разнообразие организационных форм, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечил устойчивый интерес к происходящему на уроке.
В течение всего урока ученики решали различные учебные задачи. Работа с текстом сказки «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина способствовала вовлечению в процесс решения основной задачи – составления диалога героев сказок с моралью, звучащей в произведениях. Различные формы и методы работы, использованные на уроке, позволили каждому участнику реализовать себя: работа в группах обязывает чувствовать ответственность не только за себя, но и за членов команды. Анализируя текст сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», семиклассники составили диалоги генерала с ленью, генерала со злодеем, который над генералами «такую штуку сыграл».
Не остались без внимания и вопросы, ориентированные на воспитание личностных качеств: было отмечено, что диалог - это общение, а в процессе общения умение СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ является определяющим. Обращение к миру сатиры позволило выявить представление ребят об окружающей действительности. Кроме того, учащиеся дали личностную оценку героям произведений, что позволило сделать вывод: отсутствие самостоятельности ведет и к духовному обнищанию, и к интеллектуальной ограниченности.