2 марта 2018 года в 7А классе состоялся открытый урок геометрии по теме «Сумма углов треугольника» учителя первой квалификационной категории Парышевой Евгении Анатольевны.
Урок изучения нового материала соответствовал всем требованиям ФГОС. Девизом урока послужили слова венгеро-американского математика, популяризатора науки, Дьёрдь По́йа: «Лучший способ изучить что-либо новое – это открыть самому».
И действительно, ребята открывали для себя на уроке новый материал: формулировали основные определения, доказывали теоремы, отвечали на поставленные вопросы. Учитель только направляла и немного корректировала их деятельность.
На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили определение, признаки и свойства параллельных прямых.
Затем учитель предложила провести небольшую исследовательскую работу: с помощью транспортира учащиеся измерили углы нескольких треугольников, нашли сумму углов каждого треугольника и высказали предположение: «Сумма углов треугольника равна 180°».
После небольшой исторической справки Парышевой Е.А. была создана проблемная ситуация: основываясь на трёх различных чертежах, необходимо было доказать выдвинутую гипотезу. Тем самым учитель смогла добиться развития навыков исследовательской деятельности, умения мыслить, внимания, а также логического мышления. Работая в парах, ребятам удалось найти три способа доказательства одной из важнейших теорем геометрии. Каждый вариант доказательства был заслушан у доски. Также учащимися были найдены общие моменты всех доказательств. Одно из «академических» доказательств ученики записали в тетрадь. Вместе с этим рассмотрели понятия остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольников, внешнего угла треугольника. Свойство внешнего угла треугольника доказал один из учеников.
Следующим этапом урока было первичное закрепление изученного материала с последующей самопроверкой по предложенным учителем критериям.
Домашнее задание, вместе с номерами из учебника, содержало творческую составляющую – четвёртый вариант доказательства теоремы о сумме углов треугольника, основанный на приведённом чертеже.
На этапе рефлексии уже традиционно Евгения Анатольевна использовала «Дерево успеха», на котором ученики в конце урока прикрепили листочки одного из трёх цветов, проведя тем самым самооценку работы на уроке. Если всё получилось и было понятно, то прикрепляли зелёный лист, если были небольшие затруднения – жёлтый, если ничего не получилось – красный. На «Дереве успеха» в этот весенний день «распустились» только зелёные листочки. Это показало, что все цели урока были достигнуты.
В заключение хочется отметить, что применение Парышевой Е.А. на уроках системно-деятельностного метода обучения позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности. Владение навыками самостоятельной работы, методами самопроверки и самоконтроля является основой для формирования социально активной, инициативной, творческой личности. Парышева Е.А. умеет владеть аудиторией, обладает знанием предмета, что позволяет ей оптимально выбирать методы и приёмы организации учебного процесса. Урок прошёл на высоком методическом уровне, в оптимальном темпе, который обеспечивает стабильную учебно-познавательную атмосферу в классе.