15 декабря 2018 года в 11В классе состоялся открытый урок алгебры по теме «Показательная функция» учителя высшей квалификационной категории Парышевой Евгении Анатольевны.
Урок в форме деловой игры «Аукциона математических знаний» был призван способствовать формированию финансовой грамотности у учащихся, освоению некоторых экономических связей, ввести старшеклассников в систему товарно-денежных отношений. Аукцион проходил по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»; товар введен в лоты; денежные единицы определяли отношения между участниками аукциона; молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар и его порядковый номер.
До начала игры класс разделился на две команды, состоящие из двух групп. Первая группа участвовала в аукционе, вторая («рабочая») группа зарабатывала деньги, решая задания второй части ЕГЭ по теме «Показательные неравенства». Два человека из класса были банкирами. Они выдавали кредиты, получали деньги за проданные лоты и переводили деньги на счёт команды в случае правильного ответа.
На организационном этапе учителем были поставлены цели и задачи. Девизом урока послужили слова немецкого писателя и поэта Ауэрбаха Бертольда: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Цель урока – в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.
На этапе актуализации знаний, первом туре игры «Быстрый заработок», учащиеся вспомнили основные свойства показательной функции. Командам предлагалось ответить на 10 вопросов по данной теме. Каждый правильный ответ добавлял определённую сумму в банк команды.
На этапе обобщения и систематизации знаний, во втором туре «Конкретный вопрос», команды торговались за право ответа на поставленный вопрос. Называя свою цену, капитан команды должен был поднять и показать аукционисту номер команды. Ребята увлечённо торговались за право ответа, обсуждали решение задач, отвечали на купленные на аукционе вопросы.
Этап применения знаний и умений в новой ситуации – это третий тур аукциона «Чёрный ящик». В этом туре команды покупали закрытый лот, не зная, какой вопрос им зададут. Вопрос формулировался лишь после того, как какая-либо команда купит лот.
На этапе подведения итогов «рабочие» группы возвратились к своим командам, рассказали им решения задач и сдали ответы в банк. В это время гости аукциона оценили домашнее задание команд – стенгазету на одну из тем: «Банковский кредит», «Аукцион», добавив тем самым деньги на счета команд. Обе команды возвратили в банк кредит с процентами. Банкиры подвели итог. Победителем игры стала команда, у которой на руках осталось больше всего денег. Команда-победитель и банкиры за хорошую работу были награждены набором шоколадок с символичным названием «Денежный мешок», а проигравшая команда – набором «Обучайка». В заключение последовала информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На этапе рефлексии, уже традиционно, учителем было использовано «Дерево успеха», на котором ученики в конце урока прикрепили листочки одного из трёх цветов, тем самым проведя самооценку работы на уроке.
Следует отметить, что деловая игра «Аукцион» пригодна как для проведения урока, так и для внеклассного мероприятия. Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А также урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики и финансов.
Парышева Е.А. умеет владеть аудиторией, обладает знанием предмета, что позволяет ей оптимально выбирать методы и приемы организации учебного процесса. Урок прошёл на высоком методическом уровне.