ИТИС представил новый проект под рабочим названием Tat.Metaverse на итоговой коллегии Министерства культуры Республики Татарстан.
В конце января в Казань Экспо прошла коллегия Министерства культуры Республики Татарстан, где обсуждались итоги деятельности министерства в 2021 году и планы на 2022 год. Сотрудник лаборатории Digital Media Lab ИТИС (рук. канд. техн. наук Влада Кугуракова) Виталий Абрамов выступил с речью о возможностях цифровизации историко-культурного наследия.
В ИТИС уже существовал проект исторической реконструкции «Великий Болгар. XIV век», но в 2022 году решено было его модернизировать и расширить, ориентируясь на тренды о цифровизации культурных памятников. Довольно популярным сейчас становится создание метавселенных.
«У нас тысячелетняя история и ее можно продемонстрировать, показать на весь мир, потому что она всеобъемлющая и глубокая и зиждется на огромном количестве историй, явлений, событий, персоналий. Поэтому мы решили сделать совместный проект с Министерством культуры и Министерством цифрового развития. Это Metaverse (метавселенная) Татарстана. Это важная и актуальная тема на сегодняшний день. Сейчас мы прорабатываем проект. Он на ранних стадиях - создается концепция, пишется техническое задание.» – поделился после коллеги Виталий Абрамов.
Metaverse или метавселенная Татарстана – это виртуальная репрезентация огромного тысячелетнего культурного слоя республики, с цифровыми объектами разных город – Казани, Свияжска, Болгара, Чистополя, Биляра и т.д. Как существующих, так и утраченных. Но это не статичный музей – это, так называемая, MMO (Massively Multiplayer Online Game) - массовая многопользовательская онлайн-игра, такое сообщество, где люди со всего мира могут самостоятельно создавать, играть, созерцать.
«Проект метавселенной было решено представить на итоговой коллеги Министерства культуры Республики Татарстан, чтобы поделиться нашим видением. И, с другой стороны, подготовить аудиторию, которая непосредственно будет взаимодействовать с матеверсом, создавать что-то новое или обслуживать его.» - отметил Виталий Абрамов.
Внутри вселенной будет создан широкий редактор для того, чтобы люди сами создавали свои мероприятия, выставки, музеи, игры, развлечения, социальные события. Социализация внутри визуальных пространств – тренд в нынешней эпидемиологической ситуации, говорят эксперты лаборатории DML. Но сейчас это будет еще и в необычном историческом антураже. Это дает обширные возможности пользователям. К примеру, учителя истории могут познакомить учеников с утерянными культурными памятниками и целыми городами, а учителя информатики научить создавать игры в таком пространстве.
«Наша цель – не просто создать трендовый, «хайповый» продукт, а рабочий инструмент для множества игроков. Чтобы люди по всему миру узнали больше про Татарстан через такую игровую интерактивную форму» - объяснил Виталий Абрамов.
Лаборатория Digital Media Lab имеет большой опыт создания подобных исторических цифровых площадок - Именьковское поселение VII века, близ г.Тетюши, Великий Болгар. XIV век, Остров-град Свияжск, Чудов и Вознесенский монастырь в Московском Кремле, Визуализация символизма Казанского Университета: тайны, методы, технологии, Волжский Меховой Путь – как часть Шёлкового Пути и т.д. Проект метавселенной поддержали Министерство культуры и Министерство цифрового развития Республики Татарстан. После коллегии команда лаборатории получила много положительных отзывов на свою идею. Представители музыкальной индустрии республики предложили совместно поработать над музыкальным оформлением татарского метаверса. О датах релиза пока говорить создатели не решаются, но добавляют, что весь срок производства займет около двух лет.