Студенты Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ стали одними из победителей федерального конкурса «Студенческий стартап» — 13 авторов получили гранты по 1 000 000 ₽ на развитие своих проектов.
В ИТИС КФУ студенты создали самые разные проекты: от EdTech и языковых приложений до ИИ‑ассистентов и интерактивных историй — широкий спектр идей получил государственную поддержку. Конкурс «Студенческий стартап» ориентирован на проекты на самой ранней стадии, которые имеют потенциал коммерциализации: в результате победы команды и авторы получают ресурс для создания прототипа, проверки гипотез и подготовки к выводу продукта на рынок. Для многих студентов это первый реальный шанс проверить свою идею в условиях, приближённых к бизнес‑реальности.
Среди победителей — 13 авторов и команд: Никита Алексеев, Искандер Асадуллин, Ислам Багавиев, Евгения Бородач, Айсылу Гатауллина, Антон Литвинов, Дамир Набиуллин, Гузель Хазратова, Камил Хайрутдинов, Егор Чарнцев, Зульфат Якупов, Никита Лисов и Владислав Петров. Каждое имя и проект — отдельная история.
«Мой проект – это сервис для учёта и анализа всех своих активов в одном месте (информация об изменении цен и новости, связанные с акциями, облигациями, криптовалютой, иностранной валютой, банковскими вкладами, металлами, недвижимостью, которые есть у пользователя во владении), предоставляющий возможность в любой момент времени узнать общую стоимость всех активов, посмотреть на график изменения стоимости капитала, будто он и есть торгуемый на рынке инструмент (как собственный ETF), а также аналитику портфеля с помощью ИИ (рекомендации по управлению активами, основанные на геополитической обстановке, целях инвестора и профиле, модель обучена на совершённых сделках и их результатах). Пользователь фиксирует информацию о покупке/продаже активов на сервисе самостоятельно. Бесплатная версия предоставляет трекинг активов и просмотр дашбордов с ними, платная – советы от ИИ. Заинтересовало принять участие, потому что всегда мечтал иметь свой indie-проект, чтобы приносил пассивный доход, и такое начало в миллион рублей инвестиций показалось отличной возможностью. Реализовать именно эту идею хочется, потому что сам столкнулся с тем, что невозможно без ведения записей сказать моментально, насколько ты богат сейчас и на сколько ты был богат год назад. В планах выйти на большие продажи.» – рассказал студент 3 курса, автор проекта сервиса учёта и аналитики личных активов, Никита Алексеев.
«Проект Tatarcha - это мобильное приложение для изучения татарского языка. Цель – превратить процесс обучения в некого рода развлечение. Ключевые идеи: «умная» камера, способная сканировать объекты и переводить их; квесты, миссии в формате игры, включая квесты с «умной» камерой; просмотр татарских тик-токов с опорой на культуру татарского языка; отрывки фильмов и сериалов с субтитрами в качестве заданий; тренировки чтения текста на понимание и говорение. Почему заинтересовало? Идея студенческого стартапа прозвучала как шанс попробовать себя в роли генерального директора проекта, возможность попробовать сделать и реализовать что-то свое, при этом не рискуя фактически ничем. Впечатления остались хорошие, выиграть в этом в конкурсе я считаю тем достижением, которым можно похвастаться. Какие планы: следующий этап работы по стартапу к сожалению для меня закрыт, поскольку работаю в банковской сфере. Но победа в конкурсе мне дала понять, что я иду в правильном направлении и что у этого проекта есть шанс когда-нибудь стать полноценным приложением. Я планирую развивать проект своими силами и своими средствами привлекать людей для разработки.» — поделился Ислам Багавиев, автор проекта Tatarcha.
«В рамках конкурса я представила проект мобильного образовательного приложения для детей 3–7 лет. Всё началось во время занятий по инновационной экономике, где мы также изучали создание стартапов. Меня заинтересовала идея создать продукт, который действительно приносил бы пользу обществу. Изучая глобальные рынки и тренды EdTech, я заметила, что современным детям доступно много мобильного контента, но большая его часть развлекательная, неструктурированная и даже потенциально вредная. Так возникла идея создать приложение, которое предоставляет ребёнку возможность обучаться по 3-м основным направлениям (языки, математика, окружающий мир) через интерактивные игры, анимационные вставки и творческие активности. Особое внимание уделено родительскому кабинету и безопасности приложения для самых маленьких. Участие в программе дало возможность проработать бизнес-модель, получить обратную связь и понять, как структурировать стартап от идеи до прототипа. Сейчас мы активно занимаемся разработкой проекта и планируем в будущем его масштабирование: добавление новых образовательных модулей, расширение аудитории и интеграцию с образовательными учреждениями. Приложение является цифровой экосистемой для детей 3–7 лет, объединяющей обучение по 3-м направлениям (языки, математика, окружающий мир), развитие и творчество в интерактивной игровой форме. Особенность продукта заключается в безопасной среде, адаптации под уровень ребёнка и наличии родительского кабинета с возможностью настройки времени, контроля прогресса и рекомендаций по развитию. Проект направлен на решение проблемы нехватки качественного и безопасного цифрового контента для детей дошкольного возраста. Сегодня дети всё чаще используют гаджеты, но в большинстве случаев это развлекательный и неструктурированный контент с рекламой и нежелательными стимулами. Технологическая база - кроссплатформенный Flutter и backend на ASP.NET Core с облачным хранением данных. Модель монетизации - подписка.» — сообщила Евгения Бородач, автор образовательного приложения для детей 3–7 лет
«Мой проект – цифровой гардероб с персональным умным стилистом. Это мобильное приложение, которое помогает пользователям собрать удобный цифровой гардероб и подобрать актуальные образы с учётом личных предпочтений. У меня не было цели выиграть с самого начала. Но Салават Ильдарович и Лилия Моратовна сподвигли меня участвовать и помогали мне грамотно оформить мою идею (спасибо им за классный курс!). Если же действительно гореть своим проектом, то выиграть этот конкурс очень просто! Сейчас это тема моей дипломной работы и то, чем я планирую заниматься ближайшее время. Очень надеюсь, что у меня получится запустить классный продукт, которым смогут пользоваться многие девушки (и не только!)» — рассказала Айсылу Гатауллина, автор проекта цифрового гардероба
«Наш проект называется «Курсы по программированию и вопросы с реальных собеседований. Он помогает студентам и начинающим разработчикам взглянуть на обучение программированию с другой стороны: открыть что-то новое или тренироваться по вопросам, которые часто задают на собеседованиях. Я решил участвовать в программе «Студенческий стартап», чтобы развивать себя не только в программировании, но и в управлении людьми. Наиболее полезными для меня были этапы защиты проекта, доказательство его актуальности и составление заявки. Впечатления от работы с менторами, экспертами и другими участниками остались исключительно положительные: было интересно слушать советы по улучшению заявки и рекомендации по ответам на вопросы экспертов. В будущем я планирую вывести проект в продакшн, развивать его, привлекать новые инвестиции и расширять сеть контактов для совершенствования проекта. Участие в программе дало ценнейший опыт и мотивацию продолжать работу над стартапом.» — поделился Дамир Набиуллин, автор проекта по подготовке к собеседованиям для разработчиков
«Моя визуальная новелла «Преступление и искупление», вдохновленная романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», была задумана как способ продемонстрировать молодежи, что классика остается по-настоящему увлекательной и близкой современному читателю, если найти к ней правильный подход. Участие в программе стало для меня уникальной возможностью воплотить эту идею в жизнь и одновременно значительно улучшить свои навыки в области проектирования, маркетингового анализа и презентации. Сейчас этот проект остается для меня творческим увлечением — я собираюсь продолжать его развитие в спокойном темпе, без привязки к жестким временным рамкам. Я настоятельно рекомендую эту программу всем, кто мечтает превратить любимое занятие в успешный бизнес и на собственном опыте понять, как проходит полный цикл создания проекта от замысла до воплощения.» — сообщила Гузель Хазратова, автор визуальной новеллы «Преступление и искупление»
«Мой проект — это система для бронирования столиков с функцией предзаказа еды, которая включает в себя мобильное приложение для пользователей и веб-панель для администраторов. Мы создаем единое пространство для гостей, которые хотят гарантированно получить столик и сэкономить время, и для ресторанов, стремящихся оптимизировать свои процессы. Меня привлекла эта программа возможностью протестировать нашу бизнес-модель на сильном экспертном сообществе. Участие дало мне бесценный опыт и четкое понимание, как выстроить приоритеты в развитии проекта. Впечатления — невероятный заряд мотивации! Теперь мои планы — реализовать проект, найти партнеров среди ресторанов, готовых интегрировать нашу систему.» — поделился Камил Хайрутдинов, автор системы бронирования столиков с предзаказом еды
«Идея моего проекта достаточно проста: она заключается в том, чтобы создать сервис для организации развлекательных мероприятий с возможностью записи на них различными компаниями. Здесь стоит упомянуть, что сам проект направлен на решение некоторых проблем современного общества по типу одиночества и социальной изоляции людей. Отправной точкой для меня послужила идея одной компании, стремящейся создать очередной аналог Яндекс.Афиши или Кассира.ру, о котором я узнал от своего знакомого. Тогда мы с друзьями раскрутили эту идею в нечто большее, развивали ее на протяжении 3-го курса, проводили различные анализы, чтобы впоследствии реализовать эту идею.» — сообщил Егор Чарнцев, студент 4 курса, автор сервиса для организации развлекательных мероприятий
«Сервис, который поможет людям влюбиться в процесс самостоятельного приготовления любых блюд. Для этого в сервисе будет предусмотрен профессиональный повар (ИИ-ассистент), который способен проконсультировать и подсказать в процессе готовки, адаптивный поиск, принимающий во внимание текущие навыки и предпочтения пользователя, что поможет получить подходящие рецепты, а также элементы геймификации, например, челленджи как с друзьями, так и пользователями, или прокачка своего собственного аватара засчёт готовки рецептов, чтобы процесс был интересным и вовлекающим. Поучаствовал, потому что хочу создавать свои продукты, которые будут востребованы на рынке и приумножать свой networth. По впечатлениям лишь выделю защита проекта перед комиссией, довольно интересно отвечать или парировать вопросы и претензии к проекту от жюри. На будущее - не останавливаться, продолжать развивать проект и создавать новые.» — рассказал Никита Лисов, автор кулинарного сервиса с ИИ-ассистентом
Гранты по программе не только финансируют отдельные разработки, но и формируют экосистему — с менторами, экспертами и ресурсной поддержкой. Для многих победителей это старт: кто‑то продолжит работу параллельно с основной деятельностью, для кого‑то проект станет темой диплома, а кому‑то он откроет путь к созданию собственной компании. Институт намерен продолжит поддерживать авторов на каждом шаге.




