Сегодня в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялась традиционная IV Международная научно-практическая конференция «Современное телевидение: между национальным и глобальным». Нынче она посвящена 60-летию государственного телевидения в Республике Татарстан.
Наиболее жаркие дискуссии прозвучали в рамках круглого стола «Телевидение feat. / vs. дети». Модератором выступил директор ВШЖиМК КФУ Леонид Толчинский.
Круглый стол собрал представителей разных сфер, связанных с журналистикой, телевидением и наукой. В качестве спикеров выступили: телеведущая ТНВ, руководитель PR-отдела детского канала «Шаян ТВ» Айзиля Батырханова; заведующий кафедрой национальных и глобальных медиа ВШЖиМК КФУ Васил Гарифуллин, профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций ВШЖиМК КФУ Резида Даутова, доцент кафедры телевидения и радиовещания Московского Государственного университета им.М.Ломоносова Ольга Тихонова,педагог дополнительного образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Мария Петрухина, участники программы «ТИН-клуб».
В полемику со спикерами с явным неравнодушием и интересом вступили студенты первого и второго курсов. Новое поколение действительно пытается что-то менять, а представители традиционного телевидения активно идут навстречу.
Выступление начала Айзия Батырханова. Свою деятельность детский канал «Шаян ТВ» начал в 2018 году, главной его целью является популяризация татарского языка, привлечение к нему детского внимания. Поэтому основу сетки вещания составляют мультфильмы, переведенные на татарский язык, которые очень нравятся детям. Айзия Айдаровна отметила, что одной из важных проблем является привлечение должного родительского внимания к этому. Поскольку родители оказывают наибольшее влияние на подрастающее поколение, им следует следить за тем, какие каналы просматривает ребенок. Очень важно не забывать свою культуру и родной язык.
Говоря о контенте и популярности детских каналов, студентка второго курса кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Юлия Маркушина отметила: «Главная проблема детского телевидения – в неискренности подачи информации. Ведущим следует относиться к ребенку на равных, быть более естественным».
Почему многие дети уже в раннем возрасте предпочитают смотреть YouTube? Потому что они склонны чувствовать настоящее отношение к ним. На YouTube-каналах блогеры более искренны.
Разговор продолжила Марина Петрухина. Окончив факультет журналистики МГУ, она переехала в Казань, где начала работать в школе №12. Ее главной целью было создание школьного СМИ. Так как радио и бумажная газета показались ей бесперспективными вариантами для осуществления задачи, она пришла к выводу, что создать свой школьный YouTube-канал и страницу в соцсетях – это лучшее решение. Школьники сразу же поддержали идею и, начиная с пятого класса, ребята активно продвигают проект. Они создают полноценные сюжеты, темы для которых черпают из проводящихся в школе праздников, мероприятий. Один из таких репортажей («Пурим 2019») был представлен аудитории. Участников конференции познакомили с одним из еврейских праздников. Как было сказано, любимой многими зрителями рубрикой канала является программа «ДНК», где начинающие журналисты снимают сюжеты о жизни в начальной школе, тем самым привлекая к съемочному процессу и первоклассников. И несмотря на то, что дети проявляют горячий интерес к своей работе, уже через два года он пропадает. Такую проблему потери мотивации у детей подняла Марина Сергеевна на конференции. Один из вариантов ее решения высказал второкурсник Александр Кулалаев, предложив детям попробовать себя в различных телевизионных жанрах, а не только в репортаже. Тем самым дети будут иметь возможность саморазвиваться, искать себя в профессии и каждый раз придумывать что-то новое для развития школьной редакции.
Продолжая тему детского телевидения, выступили представители команды «ТИН-клуб», которая пользуется большим успехом, многие его выпускники стали студентами кафедр журналистики и телевидения, как в Казани, так и в Москве. Как заметила Резида Даутова, детское телевидение становится все лучше и лучше. «Тин-клуб» действительно снимает хорошие репортажи, подражая вещанию «взрослого телевидения». Неизменным остается их желание пропагандировать позитивный взгляд на мир и здоровый образ жизни. Единственная проблема для молодежного телеканала – это недостаток финансовых средств и технической базы, так как в студии имеется лишь одна видеокамера. Ребята стараются искать новые подходы в подаче информации, которые будут отличаться от традиционного телевидения, которое своими методами часто отталкивает молодежь.
В разговоре о взаимоотношении молодежи с телевидением, прозвучало множество мнений. Резида Вагизовна пришла к выводу, что телевидение ничего не может предложить молодежи, поскольку считает ее неплатежеспособной аудиторией, соответственно, менее выгодной. Однако современное телевидение, чувствуя эту проблему, должно стараться предпринимать конкретные действия, ведь молодежь больше уходит на YouTube, забывая о телевидении.
Леонид Толчинский в завершение дискуссии отметил, что разговор о детском телевидении не закончен, а на заданные вопросы не может быть одного ответа. Тем более простор огромный: пред практиками телевидения и академической наукой неизбежно встанут вопросы и о телевидении, которое эксплуатирует образы детей, и о симбиозе телевидения и TouTube. Эти темы требуют своего развития и поиска решений.
Автор: Ирина Косокина, Луиза Хуббатуллина, Арина Абдуллина, фото: Дарья Митина