Сегодня в Казанском федеральном университете состоялось очередное заседание телевизионного дискуссионного клуба КФУ на тему «Место религии в современном обществе». Мероприятие прошло в прямом эфире телеканала UNIVER TV.
Ведущим прямого эфира выступил шеф-редактор авторских телепрограмм Медиа-центра КФУ Юрий Алаев. Экспертами программы стали кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведения КФУ Артем Соловьев, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца (п.Константиновка), старший преподаватель кафедры богословия и философии Казанской Православной духовной семинарии отец Александр (Александр Данилов), доцент кафедры религиоведения КФУ, имам-хатыб мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин.
Участники обсудили, как влияет религия на науку и наоборот; что могут предложить религиозные институты современной молодежи; как взаимодействуют религиозные организации и светская власть.
«Религия трансформируется и изменяется по внутренним мотивам, в связи с тем, что общество является модернизирующимся», – отметил А.Соловьев.
Затем был задан вопрос: «Что больше влияет: наука на религию или религия на науку?»
«Этот вопрос испокон веков будоражит народ. Что в исламе, что в православии мы противоречим теории Дарвина. Первый человек, созданный Всевышним на земле, – Адам. Первые научные знания Адаму дарованы Всевышним», – подчеркнул Рустам хазрат.
Отец Александр отметил, что влияние обоюдное:
«Мы верим, что человек – нечто более ценное, чем обычное животное. Эта ценность религиозная, именно религия сегодня стоит в базисном отношении к человеку как к чему-то более сверхценному».
Ю.Алаев сказал, что, оказавшись без господствующей идеологии, мы превратились непонятно во что. По его мнению, свято место пустым не должно быть. Религиозные институты должны были заполнить эту пустоту, но этого не произошло, подчеркнул он.
«С одной стороны, традиционные религии консервативны, священнослужитель относится с недоверием ко всему новому. Сначала церковь это анализирует, потом либо это принимается, либо отвергается. Сегодня есть масса приложений, помогающих совершать богослужение. Молодежь, приходящая в церковь, привносит с собой новые технологии, благодаря этому она участвует более осмысленно в жизни церкви. Это порождает внедрение технологии в жизнь религиозной организации», – отметил отец Александр.
Рустам хазрат Хайруллин подчеркнул влияние пандемии:
«Пандемия хорошо "встряхнула" и религиозных деятелей. Вся молодежь – в технологиях. Понимая это, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин стал заполнять этот вакуум. Разработали приложение – электронный Коран. Теперь любой человек может читать Коран в электронном формате в оригинале на арабском языке или его перевод на русский и татарский языки. Также совместно с КФУ разработано приложение, оповещающее о времени намаза. Существует и электронный намазлык, который в форме экрана обучает чтению намаза», – отметил Рустам хазрат.
Светскую точку зрения выразил А.Соловьев:
«Наука современного типа появились в XVII веке. Ученые, которые являются знаковыми (Декарт, Галилей, Коперник), фактически выполнили социальный заказ религиозного характера, заключающийся в необходимости доказательства благости бога в силу рационального устройства мира. С 80-х годов религия приобретает все большее значение. Процесс формирования постсекулярного общества привел к росту интереса к ней», – утверждает он.
«Новые виды техники способствуют появлению двух видов характеристик общества: ускоренное устаревание предшествующего опыта (те знания, которые были вчера, завтра будут неактуальными, завтра скорость этого устаревания еще больше возрастет); знания и технологии настолько сложны, что человек теряет опору, ищет что-то устойчивое. Но логика растерянности в знаниях приводит к тому, что человек может полностью выпасть из этих социальных процессов, а молодежь его обгонит», – утверждает А.Соловьев.
Сегодня священнослужители ведут свои аккаунты в социальных сетях. К примеру, и у отца Александра, и у Рустама хазрата есть аккаунты в Instagram.
«Самый простой способ избавиться от гордыни – завести блог. Когда я стою на амвоне, я имею авторитет, но есть люди, которые не придут в пространство храма. Они боятся или имеют негативный опыт. А в социальных сетях ты с ними равен, они говорят со священнослужителем, как с человеком, равным себе, на нейтральной территории, готовы открыться, рассказать о своей боли. В день я отвечаю порядка на 100 сообщений», – подчеркнул отец Александр.
По его мнению, технологии можно использовать для деградации или для развития. Вопрос только в том, как это использовать, для этого необходимо уметь фильтровать и контролировать информацию.
«Все базовые ценности в исламе остаются теми же. Но ислам использует все современные инструменты, здесь сама вера не может измениться, вера остается базовой. Способы донесения могут измениться», – подчеркнул Рустам хазрат.
Отец Александр считает, что само учение церкви не будет меняться.
«Входящие в церковь люди будут повышать требования к церкви, священнослужителям; будут возрастать медийность церкви, вовлеченность в ее деятельность», – отметил он.
Что касается вопроса сотрудничества религиозных институтов и светской власти, то оба священнослужителя считают, что любой религиозный деятель – не политик. В то же время человек без помощи государства не сможет выполнять все постулаты своей веры. Взаимодействие с государством должно быть правильным: сохранять аполитичность, в то же время сотрудничать, соблюдая дистанцию.