Специальной государственной стипендии Татарстана были удостоены бакалавр 3 года обучения в области международных отношений Рита Аминова и магистр 2 года обучения, историк-источниковед Татьяна Тринкунас.
Каждая из девушек стала стипендиатом, безусловно, отнюдь неспроста. За плечами у Риты Аминовой работа в качестве атташе бельгийской команды на IOI, синхронного переводчика на Kazansummit, организатора Приволжского Форума государственно-частного партнерства, VII Российско-германской конференции молодых лидеров, волонтера на Кубке Конфедераций, Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Сочи, Евразийской встрече Сообщества глобальных шейперов Всемирного экономического форума SHAPE EURASIA, «Youth ambassadors», Казанского клуба экономической дипломатии.
Кроме того, она выступала организатором международной модели большой двадцатки G20 Youth Model, международного круглого стола «Диалог наций» стран-участниц ЕАЭС, стала лауреатом конкурса международных сочинений “X-Mas letter to Santa”, победила в международной олимпиаде по истории «infourok»-2015, принимала участие в республиканском проекте «Кадровый резерв»-2016, всероссийском молодёжном конкурсе рефератов и эссе «Кризис системы европейской безопасности: возможности для взаимодействия или риск конфронтации?», организованном Информационным центром международной безопасности, участвовала в проектах Академии молодежной дипломатии – Международного молодежного форума Целей Развития тысячелетия-2016, Международной модели ООН-2015, II Казанской Модели Организации Исламского сотрудничества-2016. И это еще далеко не все.
Не менее внушителен список достижений и Татьяны Тринкунас. Сегодня Татьяна занимается исследованием проблемы анализа кинофотодокументов как исторического источника. Отсутствие единой методологии, известных монографий, посвященных данной проблематике, делает ее работу в высшей степени актуальной. В ее активе звание стипендиата Оксфордского фонда и стипендиата повышенной академической стипендии. А за почти шесть лет обучения в Институте международных отношений, истории и востоковедения она приняла участие в двух десятках международных и всероссийских конференций, круглых столов и семинаров. Среди них такие знаковые мероприятия, прошедшие за пределами стен КФУ как Всероссийская конференция «Лаборатория историка: Источник и метод», проводимая Институтом всеобщей истории РАН, Образовательно-просветительский семинар «Я Думаю», Международная научная конференция «Развитие гуманитарной науки в регионах России», организованная Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, Всероссийская 50-я научная студенческая конференция, Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения – XXXVI», Всероссийская олимпиада по истории российского предпринимательства, Всероссийская студенческая научно-образовательная конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки», XIII Всероссийская научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Вопросы истории, международных отношений и документоведения».
Разумеется, Татьяна активно участвует и в мероприятиях, проводимых непосредственно в вузе. Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Университет как научное, образовательное и культурное пространство», круглый стол «Влияние языка на историческую действительность», Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Пути исторического развития Татарстана в XX веке», Всероссийская научно-практическая конференция магистрантов, магистров, аспирантов и молодых ученых «Актуальные направления научных исследований по проблемам международных отношений, истории и востоковедения» - вот лишь часть внушительного перечня мероприятий, прошедших в КФУ, которые не оставила своим вниманием магистрант.
Как видно из вышесказанного, сферы профессиональных интересов у девушек совершенно разные, и представляют они разные отделения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ - Высшую школу международных отношений и востоковедения и Высшую школу исторических наук и всемирного культурного наследия. Однако обе они сходятся во мнении, что достичь столь высоких результатов уже в самом начале своего профессионального пути им помогло обучение в ИМОИиВ КФУ. Вот что они говорят о процессе обучения и том, как пребывание в стенах института помогало им развивать свои компетенции:
Рита Аминова:
«Именно в стенах института у меня сформировались те личностные качества, которые позволили мне достигать все новых и новых высот. Здесь большое внимание уделяется работе по поддержанию у студентов мотивации работать над собой усиленно, приходя к хорошим результатам в той или иной области. Коллектив преподавателей института и студенты старших курсов показывают своим примером, каких результатов можно добиться. Они открыто делятся своим опытом, помогая понять, куда тебе нужно двигаться дальше, и помогая сделать первые шаги на профессиональном поприще более осознанно. Благодаря этой поддержке, уже сегодня я смогла определиться с тем, в каком направлении я хочу развивать себя и какое направление деятельности мне стоит выбрать – работа в Министерстве иностранных дел Российской Федерации для меня очень желанна. И такой путь отнюдь не из разряда фантастики, все действительно возможно.
Знания, которые мы получаем здесь во время обучения, всесторонняя поддержка преподавательского состава, открывают возможности для выбора этого пути, ведь у нас в институте работают действительно знатоки своего дела, которые готовят высококлассных специалистов. Об этом явно говорит то, насколько успешно складывается карьера выпускников Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Среди них есть сотрудники центрального аппарата МИДа, международных организаций, иностранных представительств крупных компаний и холдингов, СМИ.
При этом институт продолжает динамично развиваться. С каждым шагом, который делает администрация ИМОИиВ КФУ в области улучшения качества преподавания, развития различного рода программ академической мобильности, в том числе и расширения спектра возможных международных стажировок и программ двойных дипломов, перед студентами открывается все больше возможностей для реализации себя и формирования необходимых профессиональных компетенций. Это отмечают и многочисленные высокопоставленные гости, и ведущие ученые со всего мира, которые регулярно посещают институт, приезжая на крупные международные форумы, конференции или на переговоры о развитии сотрудничества в той или иной области.
Особо также стоит отметить уровень преподавания иностранных языков. Английский язык углубленно изучает, разумеется, каждый студент институт. Но на всех специальностях обязательно присутствует в программе второй иностранный язык, а на ряде направлений – и третий. Для меня вторым иностранным стал французский. Его у нас ведет преподаватель с многолетним стажем – Матушевская Галина Васильевна. Ее имя говорит само за себя, оно как знак качества – если специалист изучал язык у Галины Васильевны, можно не сомневаться в его профпригодности.
Отдельно хотелось бы сказать о том, как организован досуг студентов института – здесь делается все для того, чтобы человек реализовал себя по максимуму. Когда ты приходишь в институт на первом курсе, тебя обязательно спросят о том, чем ты занимался раньше, чтобы помочь продолжить развиваться в этом направлении. И даже если так случилось, что раньше у тебя не было каких-либо занятий, помимо учебы в школе, коллектив института, как преподаватели, так и актив из числа студентов помогут тебе найти себя в чем-либо, будь это научная деятельность, творчество или спорт. Так, я сегодня занимаюсь развитием научной деятельности в молодежной среде института. Совместно с другими членами Студенческого научного общества мы проводим различные крупные мероприятия, такие как, например, Казанская модель ООН им. В. Чуркина, Модель Большой двадцатки. Кроме того, мне нравится участвовать в организации различных крупных международных форумов в качестве волонтера. Руководство института всей душой поддерживает активных студентов, и это, несомненно, помогает раскрыть себя».
Татьяна Тринкунас: «Я глубоко убеждена, что в процессе обучения огромную роль играет субъективный фактор – если человек хочет учиться, он будет впитывать все знания, которые ему дают, и это, в конечном счете, безусловно, не пройдет бесследно: он сможет добиться в жизни многого. Важно то, что в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ дают все необходимое для того, чтобы стать высококлассным специалистом своего дела. Достаточно только упомянуть, что нашими преподавателями являются ученые, известные во всем мире. На их лекциях и семинарах невозможно заскучать, они горят своим делом и погружают тебя в тот мир, о котором рассказывают. Помимо преподнесения теоретических знаний в интересной форме, они делятся и своим личным опытом, помогая сделать первые успешные шаги на профессиональном пути.
Несомненно, институт открывает перед своими студентами все дороги и в области получения связи с международным научным сообществом в той или иной области, столь необходимой сегодня для профессионального становления. Количество зарубежных вузов-партнеров и организаций-партнеров института превышает четыре десятка, а спектр программ академической мобильности крайне широк. Так, например, по моей специальности ИМОИиВ КФУ активно сотрудничает с вузами Германии, в частности с Гиссенским университетом им. Юстуса Либиха.
Сегодня я уже завершаю свое обучение, и знаю, какое направление исследовательской деятельности в моей области меня привлекает. Сейчас я пишу магистерскую диссертацию, в рамках которой объектом моего исследования является документальное кино как исторический источник по истории детства. Я изучаю источники с 1990 по 2010 годы, а суть моего исследования заключается в том, чтобы изучить, на чем делали акцент режиссеры постановщики, как это транслировалось и какой отклик нашли картины у зрителей. Сегодня в России в целом анализом кинофотодокументов как исторического источника занимается сравнительно небольшое количество исследователей. Поэтому у меня есть надежда, что та работа, которую я провожу под руководством профессора Сальниковой Аллы Аркадьевны, станет хорошим вкладом в развитие источниковедения и сама послужит в будущем источником для других исследователей».