Часть 1.
На сегодняшний день в фокусе мировых педагогических дискуссий находятся вопросы инклюзивного образования. Нередко, мы наблюдаем сужение значимости данной проблемы как для общества в целом, так и для системы образования, в частности. В чем же цель инклюзии? В чем же важность и особая миссия инклюзии?
Попробуем разобраться в этом вопросе, ориентируясь на опыт прогрессивно мыслящих зарубежных стран, учитывая их полувековой опыт в реализации инклюзивного образования.
Так, например, директор одной из начальных общеобразовательных школ, реализующей инклюзивное образование в Гранд-Айленде, описывает пример из своей педагогической практики, который наглядно демонстрирует то, как нежелание педагогов вступать в открытый и доверительный диалог с родителями может быть предпосылкой к возникновению серьезного барьера, препятствующего вовлечению и участию ребенка в инклюзивный процесс.
В частности, директор пишет: «Ко мне обратились родители ребенка с синдромом Дауна с просьбой о разработке для него индивидуальной образовательной программы. Классный руководитель выражал глубокие сомнения по поводу способности их ребенка «не отставать» от других детей в классе и считал требования родителей необоснованными.
Родители были крайне озабочены тем, что педагог отвергал их ребенка, что противоречило данным им школой обещания о включении их ребенка в общеобразовательный процесс». В целях разрешения данного конфликта был собран консилиум, в котором участвовали педагог общего образования, ассистент педагога и родители данного ребенка.
В процессе беседы удалось выяснить, что для родителей было важно, чтобы их ребенок овладел элементарными учебными умениями, социальными и коммуникативными навыками, необходимыми им в повседневной жизни, участвовал в жизни школы.
Достижение высоких результатов в освоении ребенком общеобразовательной программы не являлось для них приоритетной целью, тогда как педагоги были максимально ориентированы на учебные достижения ребенка. Приняв во внимание мнения педагогов и родителей, директором школы было принято решение о совместной разработке педагогами и родителями индивидуальной образовательной программы в соответствии с образовательными потребностями данного ребенка.
В конце учебного года родители данного ребенка были удовлетворены тем, что все поставленные цели были успешно достигнуты данным ребенком. Директор школы особо отмечает, что именно желание слушать и стремление услышать, понять сомнения и опасения родителей и сделать все возможное, чтобы разрешить их являются определяющими в работе педагогов.
Приведенный пример является одним их множества существующих свидетельств, подтверждающих важность и значимость начального этапа, в ходе которого руководители школ организуют просветительскую деятельность со всеми участниками процесса инклюзивного образования, основанную на научно обоснованном подходе к его реализации, проводят широкую диагностику, направленную на определение уровня информированности всего коллектива школы о сущности, целях и принципах данного процесса и максимально фокусируют свое внимание на разработке перспективного плана совершенствования школы как инклюзивной школы.
Проектирование перспективного плана реформирования школы в контексте реализации инклюзивного образования является важным этапом в создании инклюзивной школы и занимает значительный период времени, в процессе которого приоритетные направления деятельности школы, цели и модификации должны быть согласованы и единогласно приняты всеми членами координационных групп.
Зарубежные педагоги отмечают, что на начальной стадии реализации процесса инклюзивного образования проектирование данного плана нередко носит формальный характер и является одним из средств внешней оценки эффективности данного процесса со стороны местных органов образования. Внимание разработчиков в основном сосредотачивается на одном из аспектов образовательного процесса, например, успеваемости детей, социальных достижениях, поддержке родителей, педагогов и детей, тогда как целостность и масштабность данного процесса практически не учитываются. Тогда как осознание приоритетности комплексного подхода к процессу инклюзивного образования детей усиливает внимание педагогов к необходимости проектирования плана развития инклюзивных школ как педагогической концепции, отражающей целостность и масштабность данного процесса, направленной, прежде всего, на прогнозирование и анализ возможных барьеров, препятствующих его эффективности.
Разобраться во многих тонкостях, специфике, стратегиях и механизмах инклюзивного образования будущим педагогам позволит обучение по программе профессиональной переподготовки «Учитель иностранного языка» в Центре развития компетенций UNIVERSUM+.
Наталья Сигал,
доцент кафедры иностранных языков ВШИЯиП ИМО, к.п.н.,
руководитель программы