Во вторник на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступил с докладом, часть которого была посвящена будущему китайской экономической политики. Так, в частности, он отметил, что экономика Китая столкнется в 2019 году с еще более серьезными рисками и вызовами, поэтому «всем нужно быть готовыми к «жесткой борьбе». Также он обозначил, что Китай будет принимать меры, направленные на расширение внешних торгово-экономических связей и сотрудничества. Говорилось в докладе и о намерении Китая вложить $119 млрд в строительство железных дорог в 2019 году. О значении подобных посылов рассказывает вице-президент Академии наук Республики Татарстан, профессор кафедры международных экономических отношений КФУ Вадим Хоменко.
- Как следует расценивать слова Ли Кэцяна о предстоящей "жёсткой борьбе" на фоне американо-китайских переговоров по вопросам торговли?
- Сегодня экономика КНР по объему ВВП занимает второе место в мире, а по объему промышленного производства и вовсе первое, обогнав еще в начале десятилетия в этой области даже США. Китай вошел на все рынки мира, и если поначалу он составлял конкуренцию исключительно в области реализации товаров средней технологической сложности, став мировой фабрикой производства изделий легкой промышленности, а потом постепенно подступившись к IT-сфере, занимаясь копированием технологий, разрабатываемых иными государствами – лидерами технологической гонки, то теперь КНР претендует на большее. Речь идет уже не только о претензиях на объем рынка, но и на уровень качества предлагаемых товаров, в том числе и высокотехнологичных, что обеспечит конкурентоспособность Китаю с США, Японией и европейскими государствами. За последнее время Китай сделал огромный рывок с точки зрения создания собственных наукоемких производств. Рассматривая этот вопрос, не стоит ориентироваться на качество товаров, поставляемых из Китая на российский рынок, здесь работает стандартная формула «цена-предложение». Так, к примеру, на рынки Европы поступает продукция гораздо более высокого качества, вполне способная составить конкуренцию товарам, производимым ведущими компаниями западных государств. Таким образом, в области экономики Китай превратился в конкурента №1 для этих стран. Отсюда и вытекает необходимость быть готовыми к «жесткой борьбе», о которой говорит в своем докладе Ли Кэцян.
При этом речь не идет о каких-либо военных действиях или административном, политическом давлении – Китай не использует подобные способы для решения своих вопросов. Он будет применять самые тонкие методы экономической борьбы. Прежде всего, это решение проблем внутри государства. Так, сейчас на повестку дня вынесены такие вопросы, как чрезмерные государственные траты, отсутствие стабильной эффективной поддержки частного бизнеса во всех без исключения регионах страны, что трудно обеспечивается из-за масштабов территории государства. Будет проводиться дальнейшая модернизация модели развития Китая, которая и так уже показала свои возможности, но в которой при условии усовершенствования еще заложен огромный потенциал для дальнейшего наращивания темпов развития. А, кроме того, он будет продолжать проводить политику мягкого вхождения на различные рынки и в различные масштабные проекты, как это можно было наблюдать уже не раз.
В качестве примера можно привести реконструкцию морской зоны в районе столицы Северной территории Австралии – города Дарвина. В рамках проекта КНР создает свою портовую зону в непосредственной близи к американской военной базе, и австралийское правительство, являясь одним из важнейших партнеров США, не может отказать китайцам из-за крайне выгодных условий, предложенных последними. Еще один пример – решение территориального спора с Малайзией об островах, расположенных в Южно-Китайском море. Поднятие исторических справок для определения юрисдикции островов не принесло результата, и правительство Китая выступило со своим компромиссным предложением – соответствующие два острова переходят под юрисдикцию Малайзии, но Малайзия заключает с Китаем долгосрочный фьючерсный контракт на поставку нефти в Китай. Таким образом, в плюсе оказываются обе стороны. Были в истории и примеры, когда КНР идет на существенные уступки для решения своих задач. Так, стремясь войти в проект по созданию Никарагуанского канала, Китай даже согласился отойти от своего неизменного правила, применяемого беспрекословно во взаимодействии с различными государствами – признания территорий Китайской Народной Республики и Республики Тайвань единым целым. Правительство Никарагуа не соглашалось на подобные требования, считая, что существует «два Китая», однако в КНР решили закрыть на это глаза и все равно участвовать в тендерном конкурсе. В 2013 году, как известно, власти Никарагуа отдали планируемый канал в концессию на 50 лет гонконгской компании «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd».
Китай всегда предпочитает политику компромиссов, избегая политики давления. Жесткость же заявленной борьбы будет выражаться в том, что Китай ни при каких условиях не станет сдавать своих позиций на мировых рынках. Выдавить его откуда то ни было бы не удастся. КНР всегда найдет решение, которое будет полностью поддерживаться правительствами иных государств, и при этом будет удовлетворять и сам Китай. Отказать Китаю при проводимой им экономической политике сложно.
- С чем связаны масштабные планы строительства транспортной инфраструктуры, о которых говорится в докладе? На какой экономический эффект от этих проектов рассчитывает Правительство Китая?
- Входя на рынки других стран, Китай никогда не ограничивается просто поставками туда продукции, под этот грузопоток он выстраивает полноценную логистику, развивая транспортную систему там, где это необходимо. Он готов вкладывать в создание транспортной инфраструктуры гигантские суммы, обеспечивая эффективность работы, безопасность своему транспорту, а также создавая на пути следования центры его ремонта и модернизации. Мы можем хорошо это видеть на примере морских путей, используемых Китаем, но строительство железных дорог – не исключение. При этом Китай ставит государствам транзита лишь два условия – согласование требований к прокладываемым путям правительствами обоих государств, нахождение вариантов, устраивавших обе стороны, и при этом обеспечивающих скоростную перевозку грузов, и подписание долгосрочного договора концессии. По факту, таким образом, Китай сегодня модернизирует транспортную логистическую сеть по всему миру, создавая выгодные условия транспортировки грузов для себя и при этом не забывая о нуждах государств транзита – налоги, получаемые за счет эксплуатации дорог, идут, несомненно, в бюджет транзитных государств, создается большое число новых рабочих мест, и само развитие транспортной инфраструктуры, безусловно, послужит государству, по чьей территории прокладываются дороги.
- В своём докладе Ли Кэцян в очередной раз подчеркнул приверженность Китая глобализации и свободной торговле. Следует ли ожидать конкретных мер по либерализации торговли в Китае, заключения соглашений о ЗСТ? Какие страны могут стать бенефициарами такой политики?
- КНР очень тонко проводит экономическую политику в области взаимодействия с другими государствами. Достаточно вспомнить, как долго длился процесс вступления Китая в ВТО, как тщательно государство добивалось преференций, считавшихся необходимыми, защищая надежно свои позиции. Сегодня Китай включен в глобальный рынок и допускает на свою территорию глобальных игроков, стоит вспомнить свободные экономические зоны вдоль тихоокеанского побережья, сыгравшие немалую роль в выходе КНР на новый уровень экономического развития. Однако нужно иметь в виду, что эти зоны имеют четкую классификацию, они все профилированы – торговая, производственная зона, зона инноваций – и Китаем четко прописаны условия пребывания и деятельности в них. Как эффективно КНР обеспечивает свой вход на территорию других государств, так не менее эффективно страна использует экономическую мощь иных стран, пуская их на свою территорию, для развития собственной экономики. Если говорить об открытости Китая миру, нужно отметить, что в целом он открыт к сотрудничеству, но это узкое бутылочное горлышко внутрь государства, цель которого блюсти свои интересы и выступать своего рода фильтром. При этом, выходя на внешний рынок, Китай также фильтрует интересы отдельно взятых компаний: вхождение КНР на территорию того или иного государства – это всегда вхождение в связке бизнеса и государства, но не самостоятельное дело какой-либо организации. В создании зон свободной торговли в классическом понимании Китай сегодня не нуждается, у него нет цели открыть свои ворота полностью. Вступая в какие-либо союзы он ведет себя предельно осторожно, выигрывая многое уже от реализации собственной модели развития. Поэтому не думаю, что в ближайшее время следует ожидать каких-либо конкретных шагов по дальнейшей либерализации торговли в Китае. Вступление в ВТО и создание свободных зон уже создало благоприятные условия для торговли с различными государствами, этого от КНР ждало международное сообщество, и этого пока достаточно.