Лучшие практики России и зарубежья поделились опытом со студентами в формате коворкинга «Молодой учитель: закрепление в профессии».
Активными участниками «Летней педагогической школы» в спортивно-оздоровительном лагере «Буревестник» стали 30 студентов России и Белоруссии. Стартовала программа с тренинга «Эффективная коммуникация как основа личностной успешности», который провела Екатерина Пьянова, старший преподаватель кафедры психологии Елабужского института КФУ. Знакомство и сплочение ребят, представлявших разные педагогические вузы и колледжи, продолжились на оздоровительных и вечерних развлекательных мероприятиях.
Второй день студенческой братии запомнился церемонией открытия VIII Международного фестиваля школьных учителей. Будущие педагоги стали участниками большого диалога «Будущее образования или образование будущего» с ректором КФУ Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым и первыми лицами республики, ежедневно принимающими стратегические решения в сфере образования.
Участники ЛПШ также смогли задать волнующие вопросы экспертам. Студентка Елабужского института КФУ Фарида Ибрагимова поделилась: при прохождении практики ей удалось наладить контакт с детьми, но вот предстоящие отношения с родителями учеников вызывают тревогу. Все мамы и папы разные, требовательные. «Реально ли увидеть в родителе союзника?» – спросила Фарида. В ответ Раиса Аникина, мать учениц елабужской гимназии, развеяла опасения и дала несколько советов: знать, чем живет семья воспитанника; не критиковать на родительских собраниях, а проводить их как встречи единомышленников; не писать замечаний в дневнике. В голосовании большинство педагогов согласились с мнением Раисы Юрьевны, а несогласные продолжили дискуссию в дни фестиваля.
Побывав в Елабуге, гости не упустили возможность расширить кругозор и познакомиться с историей тысячелетнего города. На экскурсии студенты прикоснулись к легендам «Чертова городища», загадали у башни желания и были в восторге от живописного вида на Каму. Вечером будущих педагогов, участников фестиваля и елабужан ждал восхитительный концерт джаз-оркестра «Визит». Получив импульс к творческому росту в профессии, студенты вернулись в «Буревестник», чтобы еще три дня впитывать опыт учителей-практиков и ученых России, Белоруссии, США, Германии.
Студенты включились в дискуссию «Современные требования к учителю», на мастер-классах узнали, как конструировать урок и оценивать достижения школьников, освоили темы «Профессиональное развитие учителя», «Инновационный педагогический опыт как объект научного познания». Тренинги по востребованным компетенциям будущего в «Буревестнике» провел известный московский бизнес-тренер Андрей Крылов.
О развитии творческих способностей школьников и имидже учителя участники ЛПШ побеседовали Ольгой Будниковой. После занятия доцент кафедры «Дизайн и технологии изделий легкой промышленности Юго-Западного государственного университета, член Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», член-корреспондент Академии Имиджелогии поделилась: «Наши слушатели – будущие учителя, которые понесут свои знания детям, тем, кто будет строить дальше нашу жизнь. Я даю им тот пласт культуры, который наработан человечеством; рассказываю об истории, символике – знаниях, которые может быть даже утеряны. Хотелось бы, чтобы они создавали свою культуру: интересную, чистую, светлую, добрую, красивую».
На протяжении пяти дней вместе с научным куратором ЛПШ Сергеем Седовым студенческие команды разрабатывали свои проекты. Кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института КФУ отметил: «Организация с детьми проектной деятельности – это очень важно, сложно, потому что этому пока еще никто не учит. Однако новые примерные программы для школ предполагают, что по всем предметам и на каждом этапе – от начальной школы до выпускных классов – школьники должны выполнять проекты».
В традициях лагеря после ежедневных спортивных состязаний, квестов и международных концертов ребята делились впечатлениями и пожеланиями на вечерней «свечке».
«Мне понравились те формы, которые применяются в Германии (мастер-класс Юлии Койновой-Цельнер, доктора философских наук, научного сотрудника кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета – прим. ред.). Мы должны их перенять, и вместе с тем с модерировать, видоизменять, потому что дети сейчас вырастают даже не такими, как были мы. Они совершенно иные, и информацию им нужно преподносить по-другому. Поэтому нужно учиться, перенимать знания и идти только вперед», – считает Наталья Батуева, студентка Белорусского государственного педагогического университета.
«Тьюторы других стран показали нам тонкости зарубежного образования. Открыл для себя много нового и интересного. Очень рад, что попал в Летнюю педагогическую школу. Огромное спасибо нашему университету!», – выразил признательность студент Елабужского института КФУ Лев Корнилов.
Успешная защита проектов прошла в финальный день работы Летней педагогической школы. Сплоченные команды поразили преподавателя интересными идеями и профессиональным подходом, а значит работа прошла недаром.
Летняя педагогическая школа гармонично влилась в Международный фестиваль школьных учителей, подчеркивая преемственность образования и востребованность интеграции передового педагогического опыта при подготовке учителя XXI века.