Есть у нас такая традиция: каждый год в апреле ходить… на Итоговую научно-образовательную конференцию студентов. И этой традиции в Елабужском институте КФУ исполнилось – трудно поверить – 50 лет! Не каждый вуз может похвастаться такой датой, да и не каждый столько существует.
Альма-матер в прошлом году отметила свое 120-летие. Больше века назад в этом храме наук юные умы искали, аргументировали, дискутировали…
На юбилейной конференции профессор Инга Маслова, хранительница Музея истории, представила посетителям особенный экспонат: «Апрельские тезисы» студенческой конференции 1970 года. Пожелтевшие страницы, отбитые машинописным текстом, скрытые под красной обложкой, смогли удивить даже искушенного ученого: в тезисах кипят мысли, таятся неожиданные выводы и открытия.
Кто сказал, что наука – это скучно? Посмотрите отрывок доклада бессменного куратора Итоговой – Надежды Савиной. Или загляните в обширную программу конференции, где на 55 секциях представили исследования более 500 студентов. Каких только тем не увидишь: фундаментальные и практические, уходящие корнями вглубь веков и самые злободневные. И за каждой – работа в полях, библиотеках, архивах, опросы, наблюдения, эксперименты, анализ и синтез, попытка разобрать все по косточкам и сложить свой уникальный пазл.
Как определить, что сложнее и ценнее: «Типы интертекстуальных включений в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» или «Создание мобильного приложения для изучения дисциплины «Дискретная математика», «Контрабанда в сфере чайной торговли в России в XIX в.» или «Организация обучения детей робототехнике на основе LegoWedo 2.0»?
Глубина и значимость не всегда определяется курсом студента и областью исследования. Например, в секции «Конструирование и реализация воспитательных процессов» успешным оказался научный дебют первокурсника Владислава Николаева «Роль гаджетов в воспитании детей», а в секции «Инновационные технологии в дошкольном образовании» первое место получил доклад «Ранняя профессионализация в условиях современной дошкольной образовательной организации».
Встать на цыпочки
Надежда Савина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, руководитель НИРС: «Что такое научная статья? Это художественная миниатюра, это произведение. И когда ты ее создал, понимаешь: это награда. Награда, которая не каждому дается. Ее нельзя пощупать руками, но это осознание своего «Я», которое выросло, поднялось на ступеньку вверх.
К тексту нужно относиться трепетно, он не терпит плагиата. Нельзя давать себе раствориться в чужом тексте, нужно сохранить свое «Я».
Мы разрабатываем программу исследования – казалось бы, скучное дело. Но в нем очень много волнующего. Например, гипотеза. Мучаешься, ищешь, определяешь, и вот кажется уже все: у тебя в руках жар-птица! А утром просыпаешься: это вовсе и не жар-птица, а синица или какой-то серый воробей.
И все начинается сначала. И снова муки. Но если любознательность не покинула (одаренного человека она просто так не отпускает), тогда вы снова проходите этот путь. Если остановитесь – процесс преобразования личности прекратится. Если найдете силы, настойчивость, то он продолжится, и вы качественно изменитесь.
Когда мы занимаемся научно-исследовательской деятельностью, мы раздвигаем свои горизонты. Мы как бы встаем на цыпочки, чтобы заглянуть за свои собственные пределы, увидеть, что там, и какими мы можем стать в недалеком будущем».
По дополняемым данным, 207 выпускников Елабужского института КФУ защитили диссертации, в их числе 179 – кандидатские, 28 – докторские. Это свидетельство того, что вуз осуществляет качественную подготовку и выпускники могут продолжать образование на более высокой ступени».
Гад-же-ты: за и против
Владислав Николаев, студент 1 курса группы факультета филологии и истории: «По статистике ГФК-Русь в 2018 году 75,4% россиян пользовались Интернетом, а значит и гаджетами. Информационные технологии активно внедрены в школьное образование: медиа-материалы уроков, интернет-ресурсы, электронные дневники и система в целом.
Я выбрал эту тему, потому что она интересна широтой и неоднозначностью ответов на вопросы исследования.
Выдвинул гипотезу: гаджеты негативно влияют на воспитание детей. Для решения задач обратился к методам социального опроса, анализа статей и статистических данных, синтеза представлений о влиянии гаджетов на воспитательный процесс.
В опросе участвовало 87 школьников, 39 учителей, 9 представителей администрации школ РТ, в основном Нижнекамска. Собрав информацию, получил почти 3D картину. Сами школьники считают, что гаджеты влияют на них максимально (22) и значительно (46); девайсы есть у всех (61) или почти всех членов семьи (24); 53 учащихся ответили, что в день проводят за устройством 4-5 часов; применяют гаджеты для общения 58 ребят, для поиска информации – 51; за использование гаджетов в школе высказались 63, против – 24 школьника. А вот учителя и администрация придерживаются иного мнения.
Проанализировав ряд статей, нашел положительные тезисы о девайсах: благоприятно сказываются на развитии моторики пальцев; источник веселья и радости; гибкая и удобная платформа для всестороннего развития (памяти, внимания, абстрагирования); большинство приложений, игр стимулируют дух соперничества, помогают воспитать ребенка конкурентоспособным и инициативным. Кстати, многие из тезисов отражают в себе требования к воспитанию по ФГОС.
Есть и негативные стороны: неправильное использование гаджетов отрицательно сказывается на развитии речи; возможны проблемы обучаемости при раннем знакомстве с девайсами; вероятно возникновение тревог и страхов; запрещённый контент способен травмировать несформированную психику ребёнка.
Многие знают о вредном влиянии города на организм человека, но многие ли отправляются в деревню, чтобы сохранить здоровье? Чаще мы выбираем обходной путь, уменьшая вред и максимально используя положительные стороны мегаполиса.
Я пришел к выводу, что важно найти верный путь «покорения» гаджета, который и отразил в исследовании».
Кулинария как искусство. Искусство воспитания
Валентина Кипрова, магистрант по профилю «Управление дошкольной образовательной организацией»:
«Признание государством приоритета семейного воспитания требует соответствующих взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Традиционные формы взаимодействия с родителями не дают полноценного результата. Одним из видов инновационной деятельности является организованный в нашем дошкольном учреждении кулинарный проект.
Занимаясь кулинарией, дети осваивают умение пользоваться кухонными приборами, фантазируют, вылепливая из теста причудливые фигурки, у них развивается мелкая моторика, мышление, логика последовательности действий.
Цель кулинарного проекта – формирование и развитие любознательности, творческих способностей посредством опытно-экспериментальной, поисковой работы с продуктами питания.
Дети с большой радостью занимаются кулинарией и приглашают своих родителей. Родители отзываются и оказывают большую помощь, во время совместных занятий происходит сближение с ребенком и воспитателем. Идет тесное общение педагога с родителями на различные темы, родители видят процесс работы воспитателя и стараются помочь.
Закладывая любовь и уважение к семейным традициям, в рамках проекта мы изучаем рецепты семей воспитанников. Родители и дети рисуют готовое блюдо, печатают рецепт и соединяют в общую книгу рецептов.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка».
Прочитал? Проголосуй https://vk.com/ei_kfu?w=wall-23700090_22419