Модераторами VIII Международного фестиваля школьных учителей стали представители Государственного университета им. Ферриса штата Мичиган США. В чем специфика образования в Америке и России, какую изюминку внесут в фестиваль преподаватель Лилия Самигуллина-Касерта и её коллега – Сандра Балкема, профессор английского языка этого же университета, гости рассказали в интервью «UNIвести».
Лилия Фидарисовна выросла в Казани, закончила Казанский педагогический университет. С 1999 года она живет за рубежом, но не теряет связи с Татарстаном, посещая конференции и включаясь в совместные проекты. Поэтому диалог начался с вопроса нашей соотечественнице.
- Что Вас удивляло или удивляет до сих пор в жизни другой страны?
Л.К. Во многом система ценностей американцев и русских близка, обе нации отличаются дружелюбием, теплотой. Я была очень признательна моим американским друзьям, которые сразу приняли меня в свой круг общения, постарались смягчить переезд в США. Но есть и большие различия в культуре наших стран. В России всегда подчеркивается важность коллектива: общие задачи, цели, роль общества; в США акцент делается на личность, индивидуальность. Поэтому американцы ценят индивидуальный успех, умение делать карьеру, создать капитал. Россияне больше ценят родственные отношения, дружбу, американцы гораздо практичнее и прагматичнее.
- Есть люди, признающиеся, что Америка научила их работать…
Л.К. Легенды о работоспособности американцев очень близки к истине. Только одна нация в мире может похвастаться тем, что работает больше американцев, - это японцы. В США минимальное количество выходных, праздников и только 14 дней неоплачиваемого отпуска в год, не оплачиваются больничные дни и шестинедельный декрет. Нет и зафиксированного возраста для пенсии, многие работают до 70 и 75 лет. Не зря существует поговорка, что «американцы живут, чтобы работать». Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, такая рабочая дисциплина формирует уважение к труду, его результативность, с другой, - американцы жертвуют многими личными ценностями. Чтобы сохранить работу, женщины выходят на работу сразу же после родов, пропуская многие «первые» моменты в жизни своих детей: первую улыбку, первый шаг, первое слово… Мужчины, выходя на пенсию, частенько впадают в депрессию, потому что жизнь без работы теряет смысл. Современное американское общество сегодня открыто говорит о том, что необходим здоровый баланс работы и личной жизни.
С.Б. Вопрос о трудовой дисциплине американцев очень интересный. Я бы хотела напомнить, что исторически мы происходим от первых поселенцев, которые по своему духу и характеру были людьми очень трудолюбивыми и в какой-то степени авантюристами: все пилигримы, приехавшие в Америку, искали лучшей жизни, не боялись трудностей, были готовы начать новую жизнь на "пустом" месте, с нуля. Мы до сих пор живём по этому принципу: если хочешь хорошей, обеспеченной жизни - будь готов работать и только через свой труд ты получишь желаемые результаты.
- Что могут позаимствовать друг у друга российские и американские вузы, школы?
С.Б. Впервые я побывала в России в феврале 2017 года с группой американских педагогов. Мы проходили международную практику на базе Арского педагогического колледжа. Сравнивая американскую и российскую образовательные системы, была рада отметить много общего: в каждой стране учитель душой болеет за своих учеников, все мастер-классы в феврале поразили энтузиазмом педагогов, большой самоотдачей делу. Есть у нас и общие трудности: лимитированный бюджет, сокращение педагогического состава, переход молодых талантливых педагогов в частную сферу из-за низкой заработной платы. Однако мы многому можем поучиться в области обмена методиками преподавания, методами использования современных технологий в классе/аудитории, новыми идеями, разработками.
Л.К. Я работала как в российской образовательной системе, так и в американской высшей школе. Таким образом, могу честно сказать, что в каждой системе есть свои плюсы и минусы. В американской школе активно приветствуется атмосфера свободы, открытости и доверия. Учащиеся могут обращаться к педагогу по имени, нет обязательного приветствия, жесткой дисциплины и системы наказаний. Школы и вузы не обязаны подчиняться стандартам и нормативам, поэтому свобода преподавания приводит к тому, что один и тот же предмет может преподаваться 20-тью педагогами по- разному, то есть практически невозможно сравнить и сопоставить качество образования.
В России весь образовательный процесс подчинен стандартам, ЕГЭ, тестам. Но это тоже не идеальный вариант обучения, когда учитель и учащиеся вынуждены ограничивать себя в угоду стандарта. Я с гордостью рассказываю своим американским студентам о нашем бюджетном образовании, подчеркивая, что это не бесплатное образование, а заработанное право учиться для мотивированных студентов. Американская высшая школа работает как бизнес, студенты имеют право поменять свою специальность, получить два диплома, но платят очень высокую цену за такие привилегии.
- Удается ли учить студентов понимать мир достаточно глубоко и объективно, разбираться в правилах игры?
Л.К. Благодаря современным технологиям, мы не можем существовать в вакууме, являемся частью общей культуры, активного общения. Конечно, любой образовательный процесс должен готовить учащегося к жизни, иметь глобальный аспект обучения. В этом плане хочу подчеркнуть практический характер американского образования: все предметы, которые изучаются студентами, активно связаны с будущей профессией. Очень мало дается так называемых общеобразовательных предметов - философии, музыки, истории. С одной стороны, американцы растут замечательными специалистами в своей области, с другой, - полученная специальность получается очень узкой. Например, юрист, занимающийся семейным правом, не может составить документ (жалобу) в другой области юриспруденции. Российское образование дает более широкий спектр знаний, наши выпускники имеют представление о многих областях науки и культуры.
- Ваш фестивальный мастер-класс посвящен педагогической методике Карол Двэк. Как на Вас лично, Ваших студентов, возможно, на воспитание Ваших детей повлияла эта методика?
Л.К. Теория растущего разума профессора Двэк основана на позитивном отношении к собственному незнанию, умению признавать ошибки, пробелы и с готовностью исправлять недочеты. Например, если студент в моем классе говорит, что он не знает правила пунктуации, то вместо лекции о важности правил спрашиваю студента, какие шаги он предпринял, чтобы найти эту информацию, что сделал, чтобы узнать и выучить правила. Таким образом, студент включается в процесс активного обучения, где не учитель учит, а учитель и учащийся вместе определяют зоны незнания и вместе работают над материалом. Эта методика основана на активном процессе, где каждый смотрит вперед с девизом: «Сегодня я узнаю, выучу что-то новое, это непросто и нелегко, но это важно».
Опасность для современных учеников таится в доступности материала: не надо читать книги, Гугл даст ответ на любой вопрос. Методика Карол Двэк учит трудиться, вкладывать силы в процесс познавания. На мастер-классе буду показывать групповое задание, которое активно использую в классе. Всех секретов пока раскрывать не буду. Задание можно использовать в любом предмете, в классной и домашней работе. Зная специфику учительского форума, мы привезем участникам форума материал практического характера, который они могут использовать в преподавании.
С.Б. Моя педагогическая философия основана на активном обучении. Поэтому в своём мастер-классе хочу поделиться методом активного преподавания: перевёрнутой аудиторией, где учащийся и педагог являются равноправными партнёрами, соратниками. Я не люблю традиционную схему "слушай и запоминай" в классе, в основном использую дискуссии и взаимно критические комментарии как метод преподавания. Надеюсь, что этой методикой заинтересуются не только учителя-филологи, поскольку её можно применять в любом предмете. Использовала я её и дома как мама. Рада, что мой сын вырос независимым мыслителем, ответственным молодым бизнесменом.
- А с чего началась Ваша дорога в педагогику?
Л.К. С любимой учительницы русского языка и литературы - Людмилы Васильевны Букаровой. Благодаря ей литература была и остается моем любимым предметом. До сих пор не забываются наши интересные дискуссии, до сих пор мы собираемся с одноклассниками, с радостью вспоминаем нашу школу № 38, наших преподавателей. Людмила Васильевна и посоветовала мне поступать в педагогический университет: «Ты хорошо впишешься в школу». На факультете русской филологии училась у замечательных педагогов: Татьяны Геллер (и занималась в её знаменитом кружке эстетики), Татьяны Воронцовой, Ольги Несмеловой, Людмилы Андреевой, Наили Фаттаховой, Ирины Кашиной.
С.Б. С детства люблю читать, ребёнком мечтала о профессии, связанной с книгами. Сначала думала о профессии библиотекаря, но в средней школе влюбилась в технический английский язык, который связан с составлением деловых бумаг, инструкций, проектов, написанием грантов. В такой сфере письменного языка я чувствую себя в роли ведущего, гида для читателя, которому объясняю все аспекты проекта. Это и стало моей профессией. Я – профессор английского языка, 30 лет преподаю технический английский язык в Университете имени Ферриса. Работаю со студентами всех уровней от первокурсников до аспирантов.
- Непростая доля «учить других», а не делать что-то самому иногда может вогнать в серьезную депрессию… «В сторону» с этой дороги не тянуло?
Л.К. Скорее наоборот. По приезде в США я не сразу смогла начать работать как педагог, два года работала в художественной галерее в качестве консультанта, но не смогла найти призвание в бумажной работе. В итоге начала вести занятия по русскому и итальянскому языкам при университете. Сейчас преподаю русский, итальянский, английский языки и литературу, активно занимаюсь исследовательской работой. Также университет имени Ферриса разрабатывает несколько проектов по международному сотрудничеству с университетами Татарстана, это тоже мое поле деятельности.
- Чем предпочитаете заниматься в свободное от работы время?
С.Б. В свободное время люблю читать книги о Второй Мировой войне, особенно о закрытой стороне обороны и тыла: людях, которые занимались расшифровкой кодов, анализом информации. Это неизвестные герои, потому что их труд часто оставался тайным, скрытым. Люблю пазлы, особенно те, которые основаны на игре слов.
Л.К. Тоже люблю читать. Людмила Улицкая – одна из моих самых-самых… Последний роман Улицкой «Лестница Якова» перечитывала несколько раз. А роман «Зеленый шатер» в английском переводе предложила на обсуждение в местном клубе любителей чтения, получилась очень интересная дискуссия. Сейчас, находясь во второй половине моей жизни, особенно интересно читать о том, как проходит период взросления детей, как смотреть в будущее без иллюзий, но все-таки с надеждой.
Из американских писателей с большим интересом читаю повести Анны Квиндлен: нахожу в них много сходства с вопросами своей жизни: семья, работающая женщина, дети и родители.
- Бывали ли Вы прежде в Елабуге?
Л.К. Нет, никогда не была, но с большой радостью готовлюсь к поездке. Хочу посетить музеи, о которых наслышана, ближе познакомиться с преподавателями института и гостями Фестиваля.
С.Б. Для меня это тоже первый визит в Елабугу. Мы хотим лично поблагодарить господина Айрата Кавиева, который рассказал о вашем форуме в феврале. Надеемся включить Фестиваль в число будущих визитов для педагогов Государственного университета имени Ферриса.