В день открытия фестиваля Александр Шагалов прочтет публичную лекцию «Использование аудиозаписи на уроке как средство повышения мотивации учащихся».
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса и самый молодой модератор в истории МФШУ Александр Шагалов из Армавира готовит для учителей мастер-классы об общих принципах использования фотографии на уроках. Накануне фестиваля в интервью университетской газете «UNIвести» он поразмышлял о русской литературе и поэзии, поделился профессиональными секретами.
- Добрый десяток, если не более, интервью, которое СМИ уже успели взять у Вас, немного озадачивает, но, одновременно, и облегчает задачу: «Одна половинка окна растворилась. Одна половинка души показалась. Давай-ка откроем - и ту половинку…»?
- «И ту половинку окна!» Стихи Марины Цветаевой… Наконец-то разговор о литературе! Душу можно «открыть», а можно оставить наглухо закрытой, к собеседнику, например. Но, с другой стороны - по определению Оскара Уайльда, - только неглубокий человек знает себя до конца. Трудно уловить самую суть человека, особенно это тяжело сделать самому. Думаю, что другим, со стороны, это сделать проще. Поэтому не знаю, что находится за «той половинкой окна», что Вы хотите увидеть, услышать. Возможно, в процессе разговора что-то и откроется.
- Хорошо, будет - «попытка интервью». В Елабуге много музеев. Вы пойдете, прежде всего, в …?
- В музей Марины Цветаевой. Вне всякого сомнения. Елабуга в моём сознании твёрдо ассоциируется с её именем. Именно желание побывать в тех местах, куда она попала в самом начале войны, куда была загнана, где ушла из жизни, где нашло вечный покой её неистовое сердце, и стало решающим, определяющим фактором для меня в решении ехать…
- Вы говорили, что мы многого не поймем о ней, потому что не осталось записей авторского чтения стихов. Почему так важно слышать голос самого поэта?
- Авторское чтение собственных произведений, особенно поэзии, – это ключ к пониманию автора, его внутренней сути… Слушая авторское чтение, легче понять, какое чувство владело автором при создании стихов, какое чувство владеет им сейчас, при чтении, понять, какие оттенки чувства и смысла вкладывал он в свой текст. Каждый имеет право на своё прочтение, но прочитать, как автор может только автор. Одну и ту же строку можно прочитать с разной интонацией, делая акцент на разные слова, а как её прочтёт автор? Именно авторское чтение наиболее полно и точно передаёт ритмику текста.
Излюбленный знак препинания Цветаевой – тире – придаёт строке совершенно особую ритмику, её тире – это часто авторский знак, его бывает очень много, но используется оно не случайно, это определённая партитура, определённый смысл, в этом тире все противоречия – жажда встречи, горечь разлуки, разрыв… По определению Иосифа Бродского, которое он дал в одном из видеоинтервью, в поэзии Марины Цветаевой «от строчки к строчке происходит грамматический взрыв», строка «всё время взрывается, взрывается, взрывается», «каждая следующая строчка сообщает стиху, мысли, фразе, чувству невероятное ускорение» …
Жаль, что мы не можем услышать её чтение, что-то навсегда в нашем восприятии её поэзии останется загадкой. Есть, правда, аудиозаписи сестры Марины – Анастасии Цветаевой, которая говорила, что их голоса с сестрой очень похожи, и Анастасия читает стихотворение «Когда мы ещё были дома…». Но это длинный разговор, и совсем другая история.
- Есть выдающиеся актеры, певцы, читающие или поющие Цветаеву. А кого Вы предпочитаете слушать?
- Мне понравилось чтение Алисы Фрейндлих, например, но не думаю, что знаю и слышал всех исполнителей. Всё-таки с поэзией Марины Цветаевой я предпочитаю быть наедине, без посредников.
- Кстати, очень впечатляет Ваше артистичное подражание голосам поэтов. Это врожденная способность? Благоприобретенная?
- Спасибо, но не думаю, что делаю это очень хорошо. Публично я имитировал (не пародировал) голоса определённых авторов всего несколько раз, но, чтобы понять, насколько хорошо получилась имитация, нужно очень хорошо знать голос оригинала.
Для меня всегда был важен звук, звучащее слово. Есть и определённый опыт. С детства приходилось участвовать в различных сценках, выступать с чтением стихов. Учёба на филологическом факультета многое дала в этом направлении. Я часто слушаю аудиозаписи мастеров художественного чтения, голоса писателей. Тембр, интонацию, особенности речи некоторых писателей я «внутренне», «про себя» помню, но как это получается «вслух» – не знаю. После каждого выступления мне хочется провалиться куда-нибудь, исчезнуть. Я очень мнительный человек и самокритичный.
- Поэтому одно из Ваших стихотворений на «Стихи.ру» начинается строчкой «Твой дом внутри, а не снаружи» …
- Эта строка - почти дословная отсылка к стихотворению армавирского поэта Натальи Шекер «Мой дом внутри, а не снаружи…». Стихотворение посвящено ей. Подлинная, настоящая жизнь человека происходит не снаружи, а внутри, в его душе. В силу различного опыта, культурного, религиозного или какого-либо другого, внутренний мир может быть гораздо ярче, интереснее и насыщеннее, чем мир внешний, и давать бесконечную пищу для творчества.
- «И каждый час оно приходит… И ходит, ходит, ходит, ходит…». Расскажите, пожалуйста, об авторе этого замечательного стихотворения поподробнее.
- Это стихотворение «Вдохновение». Написал его Вячеслав Придчин, ученик 9 класса, когда был ещё пятиклассником:
Мои любимые мгновенья,
Когда приходит вдохновенье,
Оно все бродит тут и там,
А через часик снова к нам,
И каждый час оно приходит,
Все ходит, ходит, ходит, ходит...
В нем я не правил ни одного слова – оно получилось у него идеальное, это какой-то единый порыв вдохновения… Всего 6 строк – по-детски прямых, честных, искренних, с глубоким содержанием. Вячеслав не свяжет своей жизни с филологией, но это не помешает ему продолжать писать стихи.
В школьные годы каждый второй пробует писать стихи, есть желание, чувство, но нет знаний законов поэзии. Учитель может помочь: раскрыть секреты размера, ритма и рифмы, показать лучшие образцы мировой поэзии, вдохновить. Если каждый из ребят будет пробовать писать стихи, то можно уже на ранней стадии находить действительно талантливых авторов, не пропустить их. Стихи – это способ выразить свои чувства, разобраться в них. Поэтому, если ребята и бросят это «занятие», оно всё равно может сослужить им хорошую службу в будущем.
- Толстовское «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» человек узнал, ну, скажем, лет в 50, успев прожить довольно неопрятную жизнь. Должен ли взять на себя часть вины за это учитель литературы?
- Не только учитель литературы, а учитель вообще, но только часть вины. Этому было посвящено моё конкурсное эссе, тема звучала так: «Учитель – профессия дальнего действия». Я говорил в нём, что результаты нашей работы видны порой через десятилетия, а мы часто ждём какого-то мгновенного результата, который будет здесь и сейчас. Для меня важно, кем станет мой ученик в будущем, каким человеком станет. Однако полностью возлагать ответственность на учителя за удачи или неудачи его учеников в будущем не следует. И семья, и дружеское окружение, и культурный опыт, и собственная сила характера, и много других факторов влияют на становление человека не меньше.
- У Вас много увлечений: литературное творчество, история, краеведение, музыка, рисование. Собственно, сам предмет «Русский язык и литература» - отдельное огромное увлечение. Вы многое можете сами, но должны учить этому других, то есть в каком-то смысле, как написала выпускница педвуза в Сети, «прощаешься со своими мечтами ради мечтаний других людей, а те, кого ты будешь учить, смогут — за счет того, что ты лишилась свободы». Она права?
- И да, и нет. Я не чувствую несвободы, для своих лет я реализовался в профессии: занимаюсь делом, которое мне нравится; пишу, в планах выпустить книгу; часто выезжаю в другие регионы России, становлюсь участником форумов, фестивалей, конференций, где делюсь своим педагогическим опытом; осуществляю экспертную оценку конкурсов. Подтверждением, что выбрано правильное направлении, стала победа во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» 2016 года.
Но вернёмся к вопросу. Мне кажется, если работаешь на совесть, честно, с самоотдачей, то всегда отдаёшь какую-то часть себя, жертвуешь собой. Но это не пустая жертва. Взамен получаешь не меньше.
- Как Вы думаете, каким своим личным качествам Вы обязаны победой на Всероссийском конкурсе?
- Я не думал о победе, я получал удовольствие от конкурса. Конечно, сейчас легко так говорить, а тогда, когда конкурс шёл, были волнения, было общее физическое и психическое напряжение и утомление, но таковы свойства человеческой памяти, что остаётся только хорошее и светлое. Конкурс – это испытание. Но еще и возможность проявить себя, показать предмет, который ведешь, поведать миру о том, что волнует тебя, владеет тобой, является неотъемлемой частью твоей жизни. Все мы, участники конкурса, можем говорить о нем бесконечно, потому что он изменил нашу жизнь. Мне кажется, что у многих конкурсантов жизнь делится на жизнь до участия в конкурсе и после него.
Я был собой на конкурсе, был честен перед всеми и перед самим собой, говорил, что думал. И я очень люблю русский язык и литературу. Это главное.
- Чему будет посвящен Ваш мастер-класс на Фестивале?
- Фотографии. На примере уроков литературы (с привлечением аудиозаписей голосов русских писателей) попробую показать возможности и общие принципы использования фотографии на уроках. Фотоснимок –документ эпохи. Он может и должен использоваться на уроке.
- Какой вопрос остался «за той половинкой окна»?
- Не знаю, но после почти каждой беседы или каждого выступления остаётся чувство недосказанности, какие-то мысли приходят лишь после. Думаю, что у многих людей есть подобное чувство. Если только есть что сказать. Самому себе. И всем людям.