Участники встречи были приглашены стать курсантами международной Лаборатории игры игрушки
Семинар «Родной язык в образовательном пространстве: преемственность в обучении, положительный опыт, проблемы», организованный и проведенный Коми республиканским институтом развития образования
Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В рамках пленарного заседания особое место заняло сообщение Маршевой Ларисы Ивановны, доктора филологических наук, профессора, директора Института развития родных языков народов Российской Федерации, г. Москва. Она в 20-минутном выступлении четко расставила приоритетные не только в РФ, но и в других странах мира задачи в связи с освоением и развитием би- и полилингвизма с коренными и семейными языками:
1. Необходимость возврата к исконно русской (досоветского и советского периода) школе работы с текстами с целью погружения обучающихся в культуры их авторов, при приоритете культурного и инструментальной роли языкового контента.
2. Важность формирования этнолингвокультурной составляющей родительской компетенции, особенно в ситуации, когда осваиваемым является семейный язык вне стабильной языковой среды.
3. Возвращение к традиции рассмотрения диалога культур, заложенной в работах М. Бахтина и Л.С. Выготского.
Представляя инновационные разработки Елабужского института ФГАОУ ВО КФУ и Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации НОЦ ИКаРуС, в ответ на запрос организаторов конференции я рассказала об "Игровых технологиях в сохранении и развитии коренных и семейных языков" в РФ и за рубежом, коснувшись не только практики игротеки "Дети мира" и мотивационного кейса "Этнохакатон", но и теории вопроса, базирующейся на исследованиях международного опыта 2001-2008 гг. (в т.ч. IB-школ и Кембриджской системы CLIL) с последующей выработкой и реализацией концепции комплексного диагностического тестирования би- и полилингвов (с 2008 г.). По итогам статистически релевантного анализа результатов тестов были сделаны 6 ключевых выводов о специфике естественных относительно сбалансированных носителей нескольких языков и культур (представлены инфографиками в презентации ниже), на базе которых сформирована теория и практика иммерсионного подхода в чтении и игре.
Все участники вебинара были приглашены стать курсантами международной Лаборатории игры игрушки, проходящей в данный момент при поддержке Правительства Москвы и партнерской сети НОЦ ИКаРуС в онлайн-формате.
Источник информации: Екатерина Кудрявцева, научный руководитель международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере
поликультурного образования"