Анализ предлагаемых программ, их эффективности провел кандидат филологических наук Антон Быков.
В первый день Студенческой педагогической школы «Старт» доцент кафедры русской и зарубежной литературы Елабужского института КФУ Антон Быков провел заинтересовавший многих будущих учителей мастер-класс «Нужно ли менять школьную программу по литературе? И в какую сторону?»
Лектор начал свое занятие с обращения к списку литературы, которая изучается школьниками по программе Г.С.Меркина. Как оказалось, программа с пятого по восьмой класс построена по концентрическому принципу (повторное изучение одних и тех же писателей на примере разных произведений). С девятого по одиннадцатый класс литература изучается в хронологическом порядке, но большее внимание уделяется произведениям XIX века, очень сложным для понимания ребенка.
«И нет никакой загадки в том, что дети стали меньше читать. Никому не хочется читать то, что неинтересно, скучно. Ну не может ребенок в 6 классе понять «Тараса Бульбу», а в 16 лет «Один день Ивана Денисовича»!» - сделал вывод Антон Валерьевич.
Вопрос «стоит ли менять» программу отпал сам собой, но вот как? В каком направлении? Антон Быков предложил слушателям программу Е.Е.Абенюк 2017 года. Порядок произведений в ее учебнике построен по проблемно-тематическому принципу. То есть вместо традиционной хронологии мы видим несколько разделов, такие как: фольклор и литература, люди и звери, литература и история, а также другие. Что примечательно, представлена как русская литература, так и зарубежная, в то время как Меркин делает акцент именно на русской. Хронология не важна, особенно детям, которые хотят читать о том, что их волнует.
В 2015 году вышла «Примерная программа основного образования по литературе» на основании которой авторы могут составлять новые программы обучения. Хочется верить, что это все же произойдет, потому что благодаря ежегодному заострению внимания на именах Пушкина, Лермонтова и Гоголя нынешние выпускники знают их имена и творчество, но ведь этого мало. Специфика литературы в том, что она следует за жизнью, а за окном уже не XIX век.
Напоследок Антон Валерьевич пожелал будущим учителям литературы брать инициативу в свои руки: советовать детям внеклассную современную литературу, искренне общаться с ними и прививать любовь к книге.
Своим впечатлением поделился Есенов Тимур, студент 4 курса факультета филологии и истории: "Интересный мастер-класс на актуальную тему. Я считаю, что не надо ждать у моря погоды, потому что время идет и дети растут. Пока все будут ждать новых учебников и говорить, что ничего не получится, ничего и не получится. Всё в руках учителя, в его энтузиазме и профессионализме ".