После яркой церемонии открытия участники фестиваля отправились на публичную лекцию, посвященную менталитету учителя как фактору конкурентоспособности.
Об особенностях мышления современного педагога рассказал слушателям Раис Фалихович Шайхелисламов, директор Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Лектор раскрыл различия системы образования в России и в других странах. Как свидетельствует Раис Шайхелисламов, в России придерживаются традиционной формы обучения, при которой учитель является ретранслятором знаний (не во всех случаях актуальных), а учащиеся пассивно усваивают знания в готовом виде. В Канаде, Китае, других странах подход к обучению иной: он основывается на системе заданий, мотивирующих учеников к активной познавательной деятельности на уроке. Другими словами, каким бы ни был талантливым педагог, иногда ему стоит поменяться ролями со своими учениками. По мнению выступающего, традиционная модель обучения в России связана с менталитетом нашей страны, который влияет на профессиональную деятельность людей. Раис Фалихович отметил необходимость перехода педагогов к новому мышлению, которое изменит роль учителя в обучении, и определил смену формы мышления как задачу 21 века. Если ещё несколько десятилетий назад знания, умения, навыки были результатом работы учителя, он передавал их ученику, то в настоящее время необходимо сделать так, чтобы ученик сам научился получать необходимую ему информацию и применять её на практике. В современном обществе учитель выступает и как инструктор, и как консультант, и как тьютор. Модератор рассказал о моделях ключевых компетенций, состоящих из универсальных учебных действий и позволяющих ученику самому получать знания.
Участники встречи узнали о том, как конструировать урок, чтобы справиться с проблемами, порожденными менталитетом. Например, как планировать объяснение нового материала, при котором ученик легко и быстро осваивает его.
Учитель биологии и химии Инна Хамидуллина из города Казани после лекции поделилась своими впечатлениями:
"Сегодня лекция вызвала противоречивые чувства, поскольку я одновременно и согласна, и не согласна с лектором. Для меня лично было много познавательных моментов. Значимым, на мой взгляд, является то, что о роли учителя в обучении всегда много говорится, а о роли общества умалчивают. Абсолютно согласна с тем, что учителю необходимо сделать шаг к новой форме деятельности. И все-таки нужно попытаться изменить менталитет общества, а также отношение к учителю».