О тонкостях оценивания результатов учеников в области образования поговорили в Елабужском институте КФУ
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического и экологического образования Российского государственного педагогического университета имени Александра Герцена в Санкт-Петербурге Марина Толетова выступила перед участниками Х Международного фестиваля школьных учителей с лекцией «Учебные проекты как форма оценки образовательных результатов учащихся».
Начать обсуждение данной темы модератор решила с анализа особенностей оценивания образовательных результатов школьников и их соответствие новым требованиям и ФГОС. Внимание было уделено содержательным компонентам процесса обучения и входящих в них предметных, метапредметных и личностных умений, являющихся частью образовательного процесса. Обсуждение коснулось и универсальных учебных действий, их непосредственного влияния на факторы оценивания результатов учащихся.
«ФГОС устанавливает три группы образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные результаты, все они имеют непосредственное влияние на механизмы оценивая образовательного процесса. В свою очередь оценивание – это экспертный или формализованный процесс, который должен служить средством выявления уровня образовательных результатов», – отметила модератор.
Марина Толетова познакомила аудиторию с основными тенденциями современного оценивания работы учеников, которые сводятся к самооценке, самоконтролю и непосредственному оцениванию со стороны преподавателя.
«Предметные результаты, заявленные ФГОС, на всех ступенях образования определяются содержанием предмета, предметными знаниями, которые смог показать обучающийся и предметными умениями. Оценка складывается из таких факторов как: устный ответ, письменная работа, способность решать экспериментальные задачи и примеры повышенной сложности», – подытожила лектор.
Марина Константиновна поделилась своими наблюдениями и высказала мнение, что на данном этапе набирает обороты метод «критериального оценивания», представляющий собой некий синтез самооценки и планирования индивидуальной учебной работы, таким образом, наблюдается переход к «содержательной оценке» ученика. Современному учителю необходимо разбираться в следующих критериях оценивания: нормативный (соотношение действий ученика с неким эталоном), сопоставительный (соотношение результатов двух учеников) и личностный (соотношения нового результата ученика с ранее написанным).
Лекцию сопровождали наглядные материалы, которые модератор выводила на проекторе. К тому же, Марина Константиновна поделилась своими находками и ресурсами, которые полезны в понимании данной темы.
Вокруг данной темы развернулась дискуссия, участники мастер-класса задавали вопросы и обсуждали различные тонкости метода. Многие педагоги были заинтересованы новой системой оценивания.