О разных формах коммуникации и обучения рассказала участникам фестиваля Юлия Койнова-Цельнер
В первый день фестиваля Юлия Васильевна Койнова-Цельнер, кандидат педагогических наук, доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока Технического университета в Дрездене, Германия, провела для слушателей два мастер-класса
Темы занятий: «Я, ты, мы - видимые и невидимые формы коммуникации» и «Учить играя или играть обучая».
Первый мастер-класс начался с вопроса к аудитории: «Что вы связываете с понятием коммуникация?». Ответы последовали разнообразные: контакт, обмен, взаимность, объединение, интерактивность и т.д. Затем были рассмотрены формы коммуникации: человек-человек, человек-письменность, человек-техника, человек-цифровые технологии. Любая форма коммуникации представляет собой цепочку следующих процессов: Побуждение - Кодировка - Передача - Получение - Декодирование - Обработка.
После теоретической части участники приступили к выполнению заданий на проверку своей коммуникативности и интерактивности.
Одно из упражнений было направлено на одностороннюю и двустороннюю коммуникацию. Один человек из аудитории стоял на месте учителя, выступая в роли отправителя, а остальные в роли получателя. В первом случае сидящим нельзя было переспрашивать и задавать вопросов, а только следовать указаниям учителя. Участники не смогли получить правильный результат, но зато в случае двусторонней коммуникации, когда можно было попросить повторить сказанное или задать дополнительный вопрос, обе стороны достигли желаемой цели.
После полученной информации, участники пришли к выводу, что важность человеческой коммуникации невозможно переоценить. Цифровые технологии обслуживают человека в целях улучшения коммуникации, но не заменяют «живой диалог».
Следующий мастер-класс был посвящен признакам мультимедийности на примере урока, представляющего собой путешествие по станциям. В школе 15% учебного времени отводится урокам-проектам, именно о них и пошла речь. В качестве примера Юлия Васильевна предложила принять участие во фрагменте урока для 2 класса по теме «Ежик». Каждый учащийся должен по очереди проходить станции, выполняя задания: составить меню ежика, сочинить историю, описать домик, подписать части тела и т.д. На доске висят листочки с полной информацией, прочитав которую, ученик сможет пройти все этапы. Такую методику можно применять на любом уроке.
«Монотонность убивает» – подытожила модератор – «Создавайте пространства, где ребенок будет нацелен не на продукт, а на процесс, и он будет хотеть учиться сам».
Юлия Васильевна так отзывается об аудитории: «Спасибо Елабужскому институту за то, что не в первый раз приглашают в качестве модератора на это мероприятие. Публика очень благодарная, идущая на контакт. Приятно было видеть заинтересованность учителей в этих темах, отвечать на различные вопросы».
Отзывы участников подтверждают важность и необходимость обсуждения таких тем.
Карина Усманова, учитель истории и обществознания,г.Казань: «Информация, которой поделилась с нами Юлия Васильевна, была очень полезной, есть над чем задуматься. Надеюсь, завтра лекции будут такими же познавательными и интересными. Я приехала на Фестиваль школьных учителей, потому что мне порекомендовали коллеги, которые побывали у вас в гостях в прошлом году, и пока что я очень довольна программой».
Марина Везельщикова, учитель английского языка, г.Казань: «О фестивале я узнала из социальных сетей, приехала впервые. Очень понравилось, что мастер-класс проходит в интерактивном формате. Я думаю, что общение между лектором и участником всегда должно присутствовать. Хотелось бы, чтобы лекции переводились на английский язык, потому что у нас есть иностранные специалисты. Было бы хорошо, если бы был раздаточный материал, потому что тем, кто сидит на последних рядах сложно разобрать текст на презентации».
Слушатели после окончания лекций не торопились покинуть аудиторию: просили скинуть материал на флешку, делали общие фотографии с модератором, задавали вопросы, говорили, что непременно и завтра посетят мастер-класс.