Институт образования переживает в наши дни сложный этап развития.
С одной стороны, особенности государственной политики в сфере образования и специфика условий, в которых работают вузы и школы в разных регионах, осложняют существование педагогического сообщества, ведут к отсутствию в нем равных возможностей, что напрямую затрагивает образовательные интересы учащихся. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий, открытость разнообразных информационных ресурсов, многообразие источников знания и форм взаимодействия учащихся и педагогов создают широкие возможности для творческого применения методик обучения и образовательных технологий в формальном обучении и в процессе самообразования.
Несмотря на достаточно жесткую административную регламентацию образовательной деятельности, создается ситуация своеобразного «первозданного хаоса», в котором инициатива отдельных учителей и педагогических коллективов способна привести и приводит к появлению действительно инновационных методов обучения и форм работы в области образования. Так, по наблюдениям практикующих учителей, порой дело доходит до парадокса, когда в силу неблагоприятных условий деятельности основная масса педагогического коллектива школы работает «по инерции», но отдельные энтузиасты находят свежие идеи в содержании преподаваемого предмета или в организации учебной деятельности и тем самым поддерживают собственный интерес к работе, заряжая им своих учеников и коллег, а через них – сообщество родителей и администрацию учебного заведения. При благоприятном стечении обстоятельств эту практику удается сохранить и развить. Но случается и обратное – как правило, это происходит при отсутствии у учителя-энтузиаста поддержки в лице единомышленников.
Выявление удачных методических находок и инновационного опыта, ознакомление с ними широкого круга учителей и специалистов в области образования, поддержка педагогического сообщества и сохранение профессии учителя – все это входит в задачи проекта «Международный фестиваль школьных учителей», который ежегодно проводится Елабужским институтом КФУ. С 2010 года в рамках фестиваля обсуждались проблемы педагогического образования и подготовки учителя нового поколения, профессиональный стандарт педагога и образовательные стандарты, цифровизация образования – все, что связано с обновлением социальных и психологических условий, в которых оказались школа и учитель.
Юбилейный фестиваль получил название «Школа перемен»: он обращен к новым форматам школьного образования, которые возникают непосредственно в учебной аудитории и в научно-педагогической среде как реакция профессионалов на происходящее в школе. Это и есть подлинная реформа образования: ставит проблему тот, кто ближе всех находится к ее истокам и решению. Задача администрации и органов управления образованием – прислушаться к этому опыту и поддержать его на законодательном уровне, способствовать внедрению наиболее эффективных предложений в образовательную практику.
Предложения участников X Международного фестиваля можно разделить на традиционные и инновационные, однако эта классификация очень условна: многие из заявленных тем выходят за рамки своего раздела и могут быть рассмотрены как метапредметные или выходящие на проблемы инклюзивного образования.
К традиционному кругу педагогических задач относится приобщение ребенка к чтению и к письменной культуре, которая продолжает оставаться основой образованности и плодотворных педагогических традиций. Эти традиции служат источником обогащения педагогических категорий, и в их число попадает время, дидактическая структура которого рассматривается в контексте развития классно-урочной системы. Такая традиционная материя, как структура учебного предмета (особенно математики), в сочетании со структурой соответствующей ему учебной деятельности, приобретает инновационное качество и статус информационно-дидактического ресурса, становясь источником развития интеллектуальных умений школьников.
Инновационные средства психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса предлагаются для всех его участников: для школьников это развитие эмоционального интеллекта и гибких компетенций, для учителей – овладение техниками стресс-менеджмента, приобретающими особую актуальность на фоне все возрастающих требований и нагрузок. Педагогические технологии от авторских до цифровых дополняются такими формами организационного совершенствования учебного процесса, в которых управление классом имеет двусторонний характер и регулируется и со стороны учителя, и со стороны школьников за счет формирования у них навыков самоконтроля и самооценки.
«Реформы снизу» решают сразу несколько задач: применение нового опыта расширяет перспективы для профессионального и личностного развития как практикующих, так и будущих учителей в процессе получения ими высшего педагогического образования и, как следствие, способствует повышению статуса учителя и педагогической профессии.
Источник информации: Анна Максаева, кандидат педагогических наук, научный редактор журнала "Педагогика" РАО