В августе в Елабуге прошел IX Международный фестиваль учителей, организатором которого выступил Елабужский институт КФУ. Преподаватели Института международных отношений принимают в нем активное участие, так как кафедры и центры института предлагают многочисленные образовательные программы по подготовке и переподготовке учителей иностранных языков, истории и обществознания. Поэтому им очень важен контакт с учителями: для того, чтобы из первых рук получить информацию об актуальные проблемах и потребностях школы и педагогов и наметить на будущее самые важные темы, чтобы "прогнать" свои мастер-классы и выявить их возможные слабые места, чтобы распространить информацию об институте и его образовательных программах и т.д. Без этого невозможно держать руку на пульсе и быть действительно востребованным. Да и сами преподаватели многому учатся: участвуют в мастер-классах других экспертов, круглых столах, многочисленных обсуждениях и дискуссиях.
О самом фестивале можно прочитать здесь. Главное, что хотелось бы подчеркнуть, - его теплую и творческую атмосферу, актуальность тем, широкую географию и растущее количество участников.
Наши коллеги предложили 4 мастер-класса: "Постметодическая дидактика: обучение 4.0", "Использование платформы Google Classroom в образовательном процессе" (руководитель ЦРК UNIVERSUM+ ИМО доцент О.И. Донецкая), "Проектирование технологической карты урока" (доцент Н.Г. Сигал), "Применение технологии RAFT в образовательном процессе" (доцент А.Н. Валиахметов).
Параллельно с фестивалем проходила Летняя педагогическкая школа для студентов - будущих педагогов. С рамках этой школы студентам были предложены мастер-классы "Постметодическая дидактика: обучение 4.0" и "Использование платформы Google Classroom в образовательном процессе".
Подробно о мастер-классах Н.Г. Сигал и А.Н. Валиахметова можно прочитать здесь и здесь.
Мастер-классы "Постметодическая дидактика: обучение 4.0"и "Использование платформы Google Classroom в образовательном процессе" - это две части одной концепции. В первой рассматривались общие методологические подходы, во второй - практическое применение на конкретном примере.
Постметодическая дидактика - это концептуальный подход, описывающий характеристики дидактики как теории обучения, соответствующей реалиям цифрового обучения. "Пост-" означает в данном контексте аналогию с "постиндустриальным обществом" или "постмодернизом" и указывает, что их черты не могли не сказаться на развитии и переосмыслении дидактических концепций. В частности, и для нового технологического переворота, и для постмодернизма характерно слияние, взаимопроникновение - различных технологий (Четвертая промышленная революция), стилей и направлений прошлого (постмодернизм как направление в культуре второй половины XX века).
Так и в дидактике завершается этап, когда традиционно в различные периоды господствовал тот или иной один "большой метод". На примере обучения иностранным языкам можно привести примеры грамматико-переводного или коммуникативного метода и т.д. Однако в реальном учебном процессе методы часто столь тесно переплетаются, что разграничить их не всегда представляется возможным. Не существует и не может существовать идеального, единственно верного метода, особенно сейчас, когда изменения столь стремительны, а цели и групповые и индивидуальные характеристики столь различны. Дидактические подходы становятся все более таргетированныими, то есть выбор методов, форм и средств обусловлен заданными критериями целевой аудитории. Кроме того, нет убедительных научных доказательств того, что какой-то один метод дает однозначно лучшие результаты. Часто хорошие результаты обусловлены сочетанием методов. Поэтому постметодическую дидактику кратко можно описать следующим образом:
Как это все выглядит на практике, ведущий показал на примере образовательной платформы Google Classroom. Среди многочисленных инновационных технологий автор бестселлера "Четвертая промышленная революция" К.М. Шваб особенно выделяет для целей образования именно образовательные платформы и мобильные приложения. Обосновывать необходимость образовательных платформ нет необходимости в вузовский среде, но для учителей их преимущества до сих пор не столь очевидны. Поэтому некоторое время было посвящено и этому аспекту. Так, участники отметили, что платформы позволяют
Платформа Google Classroom была выбрана потому, что она
Единственное условие – наличие личного аккаунта Google у всех участников образовательного процесса.
Возможности использования платформы очень многогранны. В рамках мастер-класса особое внимание было уделено все более набирающему популярность методу "перевёрнутое обучение" (flipped learning). Это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение, то есть сначала учащиеся самостоятельно проходят теоретический материал (это, как правило, короткие видео-лекии и прочие видео- и аудиоматериалы в сети), а аудиторное время используется для совместного выполнения практических заданий. Этому подходу очень много лет, но эффективным он стал только с внедрением интернет-технологий. Потому что для самостоятельного разбора новых тем ученики могут использовать не сложные тексты учебников или прочей учебной литературы, а адаптированные материалы, выложенные в сеть. Это один из примеров интеграции традиционных методов и цифровых технологий. В заключение был проанализирован один из уже апробированных учебных курсов, выложенных на данной платформе.