25-27 сентября 2014 г. в г.Казани прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». Конференция была посвящена 45-летию первого в отечественной социологии крупномасштабного этносоциологического исследования, проведенного в Татарской АССР. Научный форум прошел в рамках Государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Организаторами мероприятия выступили Департамент Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, Министерство культуры Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан (Институт истории им.Ш.Марджани), Институт социологии Российской Академии наук (Центр исследования межнациональных отношений), Российское общество социологов (Комитет этнической социологии). Площадкой для проведения конференции стал Дом дружбы народов Татарстана.

Участниками конференции стали 127 ученых из 34 городов Российской Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Якутск, Горно-Алтайск, Новосибирск, Самара, Барнаул, Оренбург, Уфа, Краснодар, Тюмень, Ульяновск, Грозный, Ярославль, Элиста, Екатеринбург, Саранск, Пенза, Абакан и др. В заседаниях приняли участие представители региональных органов государственных власти и управления – Воронежской, Саратовской обл., Республики Татарстан, Республики Марий-Эл, Республики Мордовия, Республики Удмуртия, Республики Саха (Якутия). Кроме того, в работе форума приняли участие члены Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском (Приволжском) федеральном университете, руководители национально-культурных объединений Республики Татарстан и журналисты.

На пленарном заседании с докладом выступил заместитель Руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан – руководитель Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики А.М. Терентьев. В его докладе были освещены принципы и механизмы национальной политики Республики Татарстан, ее законодательная база. Опираясь на результаты репрезентативных этносоциологических исследований, проводимых в регионе, докладчик показал состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Татарстане, развитие миграционных и этноязыковых процессов. В частности согласно опросу, проведенному в Татарстане в мае 2014 г., межнациональные отношения в республике «спокойные, стабильные» оценили 86,9% опрошенных. Еще 10,9% участников исследования считают, что «обстановка спокойная, но напряженность начинает расти». Напряженной ее считают ситуацию всего 0,5% респондентов. В докладе была поднята проблема псевдонаучных исследований и лжеэкспертов в этнической и религиозной сфере.

Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Л.М. Дробижева осветила становление отечественной этносоциологии. Докладчик отметила, что этносоциологическая наука в нашей стране развивалась в тесном взаимодействии с органами власти и управления. В частности, проведение первого крупномасштабного этносоциологического исследования, проведенного в Татарской АССР, состоялось благодаря смелому решению секретаря обкома КПСС Ф.А. Табеева. Л.М. Дробижева подняла вопросы теории этноса, понятийного аппарата современной этносоциологии. Докладчик доказала, что данные научные вопросы имеют прямой выход на социальную практику, определяя национальную политику и межнациональные отношения в России.

Доклад В.И. Мукомеля был посвящен анализу развития миграционной и этнической политик федерального центра и российских регионов. Выступающий, наряду с положительными тенденциями данных политик, отметил и негативные. Среди последних, по мнению В.И. Мукомеля, особую тревогу вызывает рост антииммиграционных настроений среди россиян.

Президент Российского общества социологов В.А. Мансуров в своем выступлении отметил важность профессиональной экспертизы этнической сферы. Выступающий обозначил богатый опыт отечественной академической науки в сборе и анализе информации о социальных процессах, показал целесообразность привлечения академического сообщества к мониторинговым исследованиям межэтнических отношений.

Дальнейшая работа конференции велась в рамках шести секций:

1. «Этническая и национально-гражданская идентичность в российских регионах и в этносоциальных группах»

2. «Символы идентичностей и ресурсы этнополитики»

3. «Межэтнические взаимодействия в регионах»

4. «Религиозная идентичность и межконфессиональные отношения»

5. «Этносоциальные и этноязыковые процессы в этнических группах»

6. «Миграция. Проблемы адаптации и интеграции мигрантов»

В секционных докладах ученых из российских регионов основное внимание уделялось наиболее актуальным этническим проблемам современного российского общества: ресурсам формирования национально-гражданской идентичности, развитию национальной политики и этноязыковых процессов, особенностям межэтнических и межконфессиональных отношений, вопросам миграции и миграционной политики. Освещая данные проблемы, выступающие представляли результаты авторских этносоциологических исследований как регионального, так и общероссийского уровня.

По итогам работы конференции учеными составлена резолюция, содержащая перечень рекомендаций органам государственной власти и управления, системе образования, журналистскому корпусу, научному сообществу.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Заслушав и обсудив доклады, представленные на конференции «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», участники конференции обращаются к научному сообществу, органам государственной власти и общественным объединениям со следующими рекомендациями:

 

  1. Усилия научного сообщества, в том числе общественных профессиональных организаций, должны быть направлены на максимальное использование всех механизмов, обеспечивающих укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, на сбалансированное соединение ее с этнической и региональной идентичностью в контексте инновационного развития российского общества.
  2. Исходя из положения Стратегии государственной национальной политики о фиксации внимания на сохранение культурной самобытности и традиций народов многонациональной и многоконфессиональной России, совместная деятельность местных государственных и муниципальных органов, научного сообщества и общественных объединений должны быть направлены на поддержку традиций, которые способствуют свободному развитию и самореализации личности и содействуют сохранению позитивного культурного наследия.
  3. Внимание социологических центров, работающих в сфере межнациональных отношений, обратить на необходимость совершенствования методологии и методики проводимых исследований в целях наиболее адекватного отражения социальной практики и расширения возможностей позитивного взаимодействия с органами государственной власти и управления. С этой целью развивать деятельность Комитета этнической социологии Российского общества социологов в направлении расширения обмена опытом этносоциологических исследований.
  4. Отметить позитивный опыт, накопленный этносоциологами Татарстана по взаимодействию с органами государственного управления, работающими в сфере межнациональных отношений и распространить его в общероссийском масштабе.
  5. Обратить внимание ученых на необходимость усиления внимания к таким направлениям этносоциологических исследований  как: изучение этносоциальной структуры, социальной мобильности, социальных аспектов развития общероссийской и этнических культур, этноконфессиональных процессов, адаптации мигрантов в интересах российского социума, других научных направлений, помогающих осознать культурную сложность российского общества и возможности его консолидации. Новыми объектами исследований должны стать и национально-культурные объединения, их интеграционный потенциал для российского общества.
  6. Акцентировать внимание научного сообщества на то, что социальное и культурное развитие русских изучается преимущественно этносоциологами в республиках.  Репрезентативных, объективных исследований с целью выявления региональных особенностей развития в районах с доминирующим русским населением проводится недостаточно. Считаем, что необходимо направить усилия для адекватного отражения развития русского народа.
  7. Отметить, что современная этнополитическая ситуация в России ставит перед этносоциологами задачи совершенствования изучения ряда теоретических положений, в том числе о федерализме, самоопределении народов, понимании этнических конфликтов и некоторых других.
  8. Исходя из актуализированности межнациональных отношений между людьми разных национальностей в субъектах Федерации и между принимающим сообществом и прибывающими инокультурными мигрантами, целесообразно довести до сведения региональных органов власти появление новой иммиграционной инфраструктуры и изменение сфер занятости мигрантов в городах с активным миграционным притоком, что требует специального изучения для выявления позитивных сторон и рисков.
  9. В целях совершенствования адаптации мигрантов целесообразно организовать системную работу по налаживанию взаимодействия с регионами их исхода - республиками Российской Федерации и странами СНГ. С этой целью важно разработать и реализовать программу взаимодействия с постоянными представительствами в Российской Федерации республик Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней Азии.
  10. В случае возникновения этнической и межконфессиональной напряжённости, подключать к её регулированию официальных уполномоченных представителей республик РФ, стран Закавказья и Средней Азии.
  11. Рекомендовать национально-культурным объединениям и религиозным организациям активизировать взаимодействие с общественными советами при главах регионов, городов, районов в сфере укрепления позитивных этнических и межконфессиональных отношений, использовать результаты научных исследований для адаптации соотечественников, а также профилактики правонарушений и предупреждения этнических и межконфессиональных конфликтов.
  12. Научному сообществу активно содействовать систематическому проведению мероприятий превентивного характера: круглые столы, семинары, конференции, совещания, осуществление социального диалога                                        и согласительных процедур по актуальным для субъектов Федерации вопросам межнационального и межконфессионального взаимодействия.
  13. Инициировать разработку интегративной социокультурной  стратегии в деятельности СМИ  в рамках  взаимодействия государства – общественных институтов – принимающего сообщества – трудовых мигрантов.
  14. Информационную государственную политику считать приоритетной  в реализации двусторонней социокультурной адаптации, как приезжающих этнических мигрантов, так и принимающего сообщества.
  15. Содействовать СМИ субъектов РФ в реализации их воспитательной и просветительской функции в качестве приоритетных для осуществления региональной информационной политики, направленной на укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания и согласия.
  16. Обратить внимание Министерства образования и науки РФ на необходимость разработки программы специализированной подготовки журналистских кадров, сотрудников информационно-аналитических служб, специализирующихся на этнокультурной и конфессиональной тематике. Рекомендовать шире использовать потенциал национальной журналистики в укреплении этнического и межконфессионального согласия.
  17. Считаем целесообразным разработать Программу постоянно действующих курсов повышения квалификации для журналистских кадров федеральных и региональных СМИ с участием ведущих специалистов по проблемам межкультурной коммуникации, этнологии, этносоциологии, этноконфликтологии с выделением средств из федеральных и региональных бюджетов.
  18. Акцентировать внимание Министерства образования и науки, местных органов власти на необходимости приглашения специалистов-этносоциологов, этнологов для повышения компетенции преподавательского состава в сфере межкультурного взаимодействия в рамках проведения переподготовки и повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений.
  19. Оперативно реагировать на необъективную информацию, претендующую на адекватное отражение этнической и конфессиональной ситуации в России и в российских регионах.
  20. Отметить, что анализ имеющейся информации свидетельствует о необходимости совершенствования системы мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений в регионах и целесообразности формирования интегрированных региональных систем мониторинга с научно обоснованным терминологическим, категориальным аппаратом и индикаторами, сочетающими количественные и качественные показатели, достоверно и своевременно отражающими характер этнических и межконфессиональных отношений, эффективные способы предупреждения конфликтов.
  21. В целях реализации региональными органами власти решений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям об организации мониторинговых исследований широко использовать возможности региональных этносоциологических центров, накопивших большой научно-исследовательский опыт изучения этнических и меконфессиональных отношений и предупреждения и регулирования конфликтов.
  22. Обратить внимание редакций профильных научных журналов на необходимость введения специальных рубрик по этносоциологии для расширения дискуссионной площадки по актуальным темам этнических и межконфессиональных отношений и консолидации российского общества, введения в широкий научный оборот и публичное пространство результатов этносоциологических исследований. Рекомендовать использовать положительный опыт журнала «Социологические исследования» (учредитель Институт социологии РАН), публикующего специальные материалы по этносоциологии в рамках специальной рубрики.