II Республиканский семинара учителей математики
Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ
26 октября 2013 года в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского состоялся второй, ставший уже традиционным, Республиканский семинар учителей математики «Школьная геометрия: проблемы и перспективы».
В работе семинара приняли участие профессор Гусев В.А., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике МПГУ, автор многочисленных учебных пособий по математике, методике обучения математике; Сафонова Т.А., учитель математики высшей категории школы № 1786 г. Москвы, член ассоциации учителей математики г. Москвы, победитель конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2011 г.», лауреат окружного конкурса «Учитель года г. Москвы-2010», автор большого числа методических разработок по математике; преподаватели кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики К(П)ФУ; более 80 учителей математики из 20 казанских школ, Суворовского военного училища, школ ряда районов Республики Татарстан (Аксубаевского, Апастовского, Арского, Атнинского, Балтасинского, Бугульминского, Верхнеуслонского, Высокогороского, Елабужского, Зеленодольского, Кукморского, Лениногорского, Сабинского районов, г. Бугульмы, Зеленодольска и Чистополя).
Участников семинара приветствовала зав. кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики (ТиТПМиИ) Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова.
Семинар начался с пленарного заседания «Пути повышения качества геометрической подготовки в школе». Модератором выступила профессор Шакирова Л.Р.
Гусев В.А. в своем докладе «О новом федеральном учебнике геометрии для школы» подчеркнул, что успехи в обучении школьников во многом зависят от содержания и структуры учебника, по которому они занимаются. По одним учебникам школьники работают с удовольствием (читают, рассматривают рисунки, активно выполняют предлагаемые задания). Другие учебные тексты воспринимаются иначе; видно, что большинство учеников с неохотой открывают учебник, находят нужный текст и равнодушно начинают работать с ним. Валерий Александрович представил комплект книг, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и состоящий из учебника «Геометрия, 7-9 классы», методических рекомендаций для учителей по указанному учебнику и «Сборника контрольных работ». Представленный учебник является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Материал учебника призван обеспечивать активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие обобщенных способов действий, формирование навыков самостоятельной работы, преемственность изложения стереометрии и планиметрии. Гусев В.А. попытался сохранить лучшие традиции отечественного геометрического образования, заложенные в школьных учебниках по геометрии А.П. Киселева, Н.А. Глаголева, Н.Н. Никитина, А.И. Фетисова и др.
Слушатели задали Гусеву В.А. ряд интересующих их вопросов: «Ваше отношение к тому, что два предмета «Алгебра» и «Геометрия» объединены в один предмет «Математика», «Надо ли, на Ваш взгляд, увеличить число часов на преподавание геометрии?» и др., на которые получили полные и исчерпывающие ответы.
Доцент кафедры ТТПМИ, к.пед.н. Фалилеева М.В. выступила с докладом «Точные чертежи в обучении планиметрии», в котором отметила, что современная школьная геометрия оторвана от наглядно-образных представлений учащихся и в своем изложении опирается только на аналитические рассуждения; ориентирует учителя на «подачу готового знания», а не его поиска. Проведя анализ практических задач и задач на доказательство действующих учебников геометрии, Марина Викторовна предложила следующий принцип обучения геометрии в 7-8 классах: «Геометрия - это искусство выдвигать гипотезы решения задачи по нескольким правильным чертежам, далее опровергать или доказывать их», определяя при этом «точный чертеж», как максимально точное построение данных фигур и их свойств на плоскости с помощью различных инструментов (циркуля, линейки с делениями, транспортира, угольника и других шаблонов), при котором алгоритм построения не имеет значения.
Перед перерывом к собравшимся обратился зав. педагогическим отделением Института доц. Зарипов Ф.Ш., рассказав об условиях приема абитуриентов на педагогическое отделение, о специальностях и профилях подготовки, о возможности обучения на магистратуре Института в заочной форме.
Во второй части семинара был организован интерактивный круглый стол «Некоторые подходы в обучении геометрии», модератором которого выступил Гусев В.А.
Учитель математики высшей категории МБОУ «СОШ № 1786» г. Москвы Сафонова Т. А. выдвинула на обсуждение две проблемы. В первой, «О поисках путей преодоления кризиса в преподавании геометрии», она предложила для мотивации современных, избалованных техническими гаджетами школьников использовать возможности технического прогресса и окружающего мира. Рекомендованная ею система работы содержит следующие составляющие:
- «наглядная геометрия», когда учащиеся совместно с учителем сами, в школьном дворе открывают какие-то новые истины, решают задачи, доказывают теоремы;
- «неизвестное об известном», чтобы заинтересовать, «зацепить» учащихся за живое и тем самым направить их на изучение предмета (используя известный геометрический факт о длине катета, лежащего против угла в 300 и зная, что расстояние между лампами на эскалаторе равно 0,5 м, определить глубину заложения метро на определенной станции и т.п.);
- «связь с событиями сегодняшнего дня», в которых наглядно демонстрируются возможности геометрии (лазерный дальномер, изобретенный китайским исследователем; поиск местонахождения глобальной навигационной системой (GPS); лондонский небоскреб Walkie Talkie («Рация»), создающий эффект кривого зеркала, которое фокусирует солнечные лучи на пролегающую внизу улицу и т.п.).
Второе выступление на тему «Интерактивная тетрадь – новый формат обучения, дополнение к школьным учебникам», в котором Сафонова Т.А. подробно описала и продемонстрировала возможности созданных ею интерактивных тетрадей по различным разделам планиметрии и стереометрии, также вызвало глубокий интерес со стороны аудитории и повлекло за собой оживленную дискуссию.
Доцент кафедры ТиТПМиИ, к.пед.н., Садыкова Е.Р. представила участникам конференции доклад на тему «Вычисление расстояний в пространстве», в котором рассказала о разных методах решения сложных стереометрических задач, проиллюстрировав это большим числом разобранных примеров. Учителя были заинтересованы ее выступлением и попросили о возможности использования ее материалов в своей работе.
Далее перед собравшимися выступили:
- Сайфутдинова Е.В., учитель математики высшей категории МБОУ «СОШ № 177» г. Казани с докладом «Дистанционный урок «Практические приложения подобия треугольников»;
- Мироновская Т.В., учитель математики высшей категории МБОУ «Гимназия № 7» г. Казани с сообщением «Преподавание наглядной геометрии, как пропедевтика основного курса в 7-11 классах»;
- Евсеева А.А., учитель математики МБОУ «Лицей № 1» г. Чистополя с докладом «О первых трудностях на пути к геометрическим высотам»;
- Зиннурова Л.Д., учитель математики МБОУ «СОШ № 95» г. Казани с сообщением «Проблема изучения вводного курса геометрии в современной школе»;
- Сотникова И.А., учитель математики МБОУ «СОШ № 177» г. Казани с сообщением «Чертеж учит думать»;
- Хабибуллина А.Я., к.пед.н., учитель математики МБОУ «СОШ № 177» г. Казани с докладом «Методика урока одной задачи при подготовке к заданиям ЕГЭ по геометрии»;
- Перебатова Т.А., учитель математики высшей категории МБОУ «Лицей № 1 Зеленодольского муниципального района РТ» г. Зеленодольска с сообщением «Использование паспортной прямой при решении метрических задач в рамках подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе»
По итогам заслушанных сообщений был отмечен высокий методологический уровень всех докладов. Каждое выступление вызвало активную реакцию слушателей (3–5 вопросов) и последующее обсуждение.
По результатам работы семинара была принята резолюция, согласно которой его участники в преподавании геометрии рекомендуют:
- рациональное сочетание логической строгости и геометрической наглядности, увеличение теоретической значимости изучаемого материала, расширение внутренних логических связей курса, повышение роли дедукции, степени абстрактности изучаемого материала;
- особое внимание уделять овладению учащимися приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач;
- вести работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивающей развитие логического мышления школьников;
- повышать уровень абстрактности изучаемого материала, логическую строгость систематического изложения сочетать с привлечением наглядности и обращением к опыту учащихся;
- показывать практическую значимость изучаемого геометрического материала, формировать познавательный интерес к предмету;
- традиционные методы обучения геометрии сочетать с инновационными технологиями.
Учителя математики считают целесообразным разделение предмета «Математика» на традиционные «Алгебра» и «Геометрия».
Республиканский семинар рекомендует организовать обсуждение проблем преподавания геометрии и обмен опытом по этому вопросу на страницах республиканского научно-методического журнала «Магариф», а также в материалах ежегодной научно-практической международной конференции «Математическое образование в школе и вузе», проводимой на базе Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского К(П)ФУ.
В конце семинара перед собравшимися выступил директор Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского К(П)ФУ, доктор физ.-мат. наук, профессор Чугунов В.А., отметив, что «наш семинар становится уже традиционным, он очень востребован учителями математики. Я же ощущаю трепет при встречах с учителями математики, т.к. именно от вас зависит уровень знаний, с которым придут к нам будущие студенты. Ваш труд особенно ценен, и, если бы я был всесилен, то платил бы самую высокую зарплату учителям и врачам».
Гусев В.А. также обратился к собравшимся со словами «я получил большое удовольствие от участия в работе семинара, от встречи с Казанью, знакомства с кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, руководителями ИМиМ К(П)ФУ, учителями математики».
Завершился семинар учителей вручением благодарностей выступавшим с докладами и сертификатов о краткосрочном повышении квалификации всем участникам.