III Республиканский семинара учителей математики

Института математики и механики им. Лобачевского КФУ

 

Семинар «Методика обучения решению задач с параметрами» был запланирован и проведен кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ИММ им. Н.И. Лобачевского 29 марта 2014 года в Конференц-зале НБЛ. Тематика семинара была представлена по многочисленным просьбам учителей. Но если для учителей эта тема связана скорее с решениями задачи С5 ЕГЭ, то преподаватели кафедры поставили более широкое понимание этой темы, поскольку задачи с параметрами обладают в полной мере диагностической и прогностической ценностью. С помощью этих задач можно проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления учащихся, первоначальные навыки исследовательской работы.  

Было получены заявки от 122 учителей математики Татарстана (города РТ – Казань, Нижнекамск, Н. Челны, Буинск, Бугульма, Чистополь, Зеленодольск; районы РТ – Аксубаевский, Апастовский, Балтасинский, Зеленодольский, Сабинский, Кукморский, Тюлячинский, Лениногорский, Лаишевский, Кайбицкий, Буинский, Бугульминский, Нижнекамский.) Более 100 участников смогло приехать на семинар.

Все поставленные цели семинара (рассмотреть методические особенности обучения темы, обменяться опытом работы, объединить усилия ученых вуза и учителей-практиков в решении проблем методики обучения решению задач с параметрами) были оправданы и решены.

Участников семинара приветствовала зав. кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики (ТТПМИ) Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук, профессор Л.Р. Шакирова.

К собравшимся обратился заведующий педагогическим отделением Института доц. Зарипов Ф.Ш., рассказав об условиях приема абитуриентов на педагогическое отделение, о специальностях и профилях подготовки, о возможности обучения в магистратуре Института в заочной форме.

На пленарном заседании были заслушаны три доклада.

В докладе «Первые шаги в решении уравнений и неравенств с параметром» доцента кафедры ТиТПМиИ, к.пед.н. Фалилеевой М.В. было акцентировано внимание на проблемах в изучении задач с параметрами. Проводя классификацию уравнений в различных классах, Марина Викторовна отметила, что учащиеся  привыкли к алгоритмам,  а при решении задач с параметрами развивается другое мышление, продуктивное. Все эти особенности необходимо учитывать в работе со школьниками.

Доцент кафедры ТиТПМиИ, к.пед.н. Тимербаева Н.В. выступила с докладом «Использование графической интерпретации квадратного трехчлена при решении некоторых задач с параметрами». В своем выступлении Наиля Вакифовна подробно рассмотрела основные этапы использования данного метода на конкретных задачах ЕГЭ, ГИА.

Большой интерес вызвало выступление к.ф.-м. наук, доцента кафедры высшей математики и математического моделирования Киндера М.И. на тему «Основные подходы к решению задач с параметрами ЕГЭ». В первой части выступления он подчеркнул значимость решения задач с параметрами, отметил, как менялись такие задачи в историческом развитии. Если в начале 20 века ученикам предлагались сложные задачи комбинированного характера, довольно искусственные, направленные на рассмотрение нескольких случаев, то в современный период в задачах предполагается выполнить детальный анализ, в решении задачи на первый план выступает идейная часть, а не техническая, как это было раньше. Во второй части своего выступления Михаил Иванович рассмотрел основные подходы в решении задач, выделил и раскрыл 10 типов задач, встречающихся в заданиях ЕГЭ. В третьей - подробно разобрал задачи, связанные с геометрической интерпретацией.

Во второй части семинара был организован интерактивный круглый стол. Перед собравшимися выступили:

- Хабибуллина А.Я., к.пед.н., учитель математики МБОУ «СОШ № 177» г. Казани с докладом «Методика урока одной задачи при подготовке к  решению заданий с параметрами в ГИА и ЕГЭ»;

- Мигачева Г.А., учитель высшей категории, заместитель директора МБОУ «Столбищенская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ с докладом «Использование фазовых плоскостей при решении неравенств с параметрами»;

- Зиатдинова Г.С., учитель математики высшей категории МБОУ «Шугуровская СОШ им. В. П. Чкалова» Лениногорского муниципального района РТ с докладом «Квадратные уравнения с параметрами: решение задач»;

- Доброхотова Э.Р., учитель математики МБОУ «СОШ № 1», г. Чистополь с докладом «Знакомство с параметром»;

- Каюмова И.Х., учитель математики МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Казань с докладом «Различные способы решения дробно-рациональных неравенств с параметром (9 кл.)»;

- Савельева С.А., учитель математики МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ  с докладом «Графический метод решения задач с параметрами»;

- Ташпулатова Н.Р., зам.директора, учитель математики МБОУ «Васильевская СОШ № 3» Зеленодольского муниципального района РТ сдокладом «Методика применения визуальных моделей при обучении решению задач с параметрами»;

- Зиннурова Л.Д., учитель математики  МБОУ «СОШ  №95 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Казань с докладом «Содержание задач с параметрами в программе математики средней школы на примере учебника А.Г. Мордковича».

В конце семинара участникам были вручены сертификаты о краткосрочном повышении квалификации в ИММ им. Лобачевского КФУ, а выступившим с докладами ¾  благодарственные письма от ИММ.