Любое ДВИЖЕНИЕ, как известно, складывается из суммы импульсов, создающих и поддерживающих его во все время жизненного цикла. Часто, особенно в социальной среде, начальные и ключевые воздействия в потоке времени забываются, уступая место непрерывной череде новых циклов, моментов РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ.
Эффекты, производимые от воздействия новых влияний на общую составляющую ПОТОКА ДВИЖЕНИЯ, всегда различны: среди них есть более существенные или не очень значительные, главное, что генерация новых событий не прерывается в ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ, и вследствие этого во времени складывается РЕЗУЛЬТАТ ДВИЖЕНИЯ.
В освещении мощной лавины информации по тематике современных образовательных технологий, специфических инфокоммуникационных процессов, происходящих в, становящейся все более технократической, среде обучения, корректнее полагаться на первопричины зарождения новаций: НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ не только содержит контекстные сведения о сущности происходящего, оно является источником уверенности адекватного восприятия, представления, транслитерации многих событий в ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ быстро прогрессирующей сферы современного образования.

Выбирая из кажущейся бесконечной ленты новостей информагентств наиболее интересные и значительные моменты, которые могли бы в будущем оказать влияние на образовательную деятельность, мы оказываемся в череде событий, пытаясь (иногда оперативно, иногда, по объективным причинам, полагаясь на более верную, но отдалённую во времени оценку данных) определить их знаковость, важность для среды обучения: учащихся, преподавателей.

Департамент образования (ДО) КФУ был создан в университете в конце 2011 г., хронологически последовательно, вслед за сформированной в 2010-2011 гг. современной учебной структурой ВУЗа. (в 2012 г. ДО переименован в Департамент развития образовательных ресурсов (ДРОР).

Во многих учебных заведениях нашей страны, в это время полным ходом шло формирование систем электронного обучения. Стала очевидной необходимость профессионального применения этого вида обучения, поэтому публикации корпоративного сайта Департамента были посвящены широкому кругу обзоров опытной эксплуатации и использования в учебной практике электронных образовательных ресурсов, как за рубежом, так и в нашей стране.

Самые разные аспекты, представляющие собой практическую или познавательную ценность для инновационного обучения, получали свое освещение на сайте.

Период 2011-2012 гг. показателен, как время формирования и зарождения уникальных проектов МООС (MASSIVE OPEN ONLINE COURSE), на платформах EdX, Coursera, Udacity – совместных разработок ряда западных корпораций и ведущих образовательных учреждений, таких как MIT (Massachusetts Institute of Technology), Harvard University, Stanford University, Oxford, Cambridge и др., накопивших к тому времени солидный опыт в применении электронного обучения.
Авторские материалы, созданные в рамках специального изучения тематики проектов MOOC, посвященные анализу и перспективам этого направления в мировом образовательном пространстве, вышли в свет в специальной рубрике сайта именно в этот период.

Невозможно представить современные образовательные технологии без цифровых технологий, устройств, систем связи. Созданные в течение нескольких десятилетий величайшими конструкторами, информационные технологии в сущности преобразовали сегодняшний мир. Мир, в котором сталкиваются идеологии, находящийся в постоянном поиске, выборе лучших вариантов для существования, оказывается иногда во власти мечтателей, сложными для общения, не всегда понятых современниками, оттого предстающих загадочными, может быть, дерзкими в отстаивании права на истину. Носители неординарных воззрений, они прокладывают дорогу к иррациональным на взгляд большинства целям.
Такими философами предстают в авторской публикации сюрреалист Дали и основатель корпорации Apple – Джобс. Как мировоззрение отдельных личностей, переплавляется в конструктивные решения (компьютеры, смартфоны у Джобса), создание новаторских произведений искусства (картины и инсталляции у Дали)? См. об этом в публикации ИСКУССТВО “ДЕФРАГМЕНТАЦИИ” ДАЛИ – ДЖОБСА. РЕМИНИСЦЕНЦИИ СЮРРЕАЛИЗМА.

В публикациях того периода нашли отражение обзоры принципиально новых зарубежных доктрин, с недавнего времени начавшихся применяться образовании, например, таких, как разработка и актуализация учебного контента в виде блоков видеолекций. Наиболее известной и популярной учебной корпорацией, применяющей видеотехнологии, в качестве базового средства в дистанционном обучении, была и, пожалуй, остается Академия Салмана Хана. Стоит отметить: некоторые разработки, использующие подобные технологии, увидели свет в нашей стране лишь в этом году.

По мере накопления данных по электронному образованию, обнаружилось то обстоятельство, что в этот период, в информационном пространстве почти не были представлены сведения о применении роботизированных систем и технологий, использующихся в образовательных целях. В России, в то время такого опыта вовсе не существовало (разработки носили в большей степени прикладной характер по совершенствованию кинематических схем автоматических устройств, реализовывались в основном в политехнических ВУЗах Москвы и Санкт-Петербурга). Идеи использовать робототехнику в качестве обучающей среды тогда не существовало. (Сравните это, например, с сегодняшним образовательным бумом применения робототехники уже в качестве обязательных изучаемых предметов в средней и высшей школах.) Повествование МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ, которое было опубликовано в рамках тематического новогоднего выпуска новостей уж скоро переросло футуристический характер, реализовавшись в конструктивной разработке корейских инженеров, создавших робота-педагога.

В более широком плане, примерно, с середины 2013 г., робототехника, в качестве образовательного и обучающего трендов, начала свое стремительное развитие, реализуясь во множестве разработок и проектов в современных образовательных и технологических отраслях.

В целом, 2012 год оказался весьма насыщенным разными событиями и достижениями не только в мире электронного обучения, но также в поддерживающих его структурных областях электроники, информационных технологий.

Информация о событиях в сфере онлайн обучения, которые в 2012 г., не остались без нашего внимания, представлена в АРХИВЕ НОВОСТЕЙ E-LEARNING – 2012.

Характеризуя этап 2013 г., можно было бы сказать следующее: “Электронное обучение продолжало развиваться по своим главным векторам: росло число инсталляций электронных курсов, усложнялась и совершенствовалась их информационная архитектура; совершенствовались траектории обучения.”

Вместе с тем большое внимание уделялось разработке дидактики электронного обучения, достижению эффективных результатов, ожидаемых от новых форм обучения.

На самых разных уровнях развивающейся обучающей среды происходит оживленный обмен опытом, что позволяет в более короткие сроки провести качественную отладку электронно-образовательных ресурсов в соответствии с требованиями стандартов, предъявляемых к дистанционному обучению.

В это же время растет число инфокоммуникационных социальных проектов, перед которыми в качестве одной из главных задач ставится задача осуществления широкого спектра возможностей для получения дополнительного образования различными категориями граждан, активного использования ими разнообразных виртуальных сервисов, получивших в то время мощный импульс развития и государственную поддержку

Этот период, также характерен всплеском технических изобретений, нашедших свое применение в инновационных разработках современных цифровых девайсов и технологий. Многие из новых изобретений определенно представляют большой интерес и перспективу для их будущего использования в образовательных целях.