ДЕНЬ ТРЕТИЙ – 18 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА. ФЛОРЕНТИСКАЯ ИСТОРИЯ ОБ «ОТРУБЯХ» И СТАТУЕ ДАВИДА СТУДЕНТКИ 5 КУРСА ИФИ ЛЕЙСАН САФИНОЙ

Утро среды встретило нас теплым солнцем и многообещающими планами. Первым пунктом программы семинара третьего дня было посещение Академииделла Круска (итал. Accademiadella Crusca). Академия размещается на одной из вилл семьи Медичи - Вилле Кастелло, посреди великолепного живописного парка на самой окраине Флоренции.  Основанная в XVI веке, это настоящая колыбель итальянского языка, строгий страж его чистоты (Accademiadella Crusca переводится как «Академия Отрубей» – т.е. призванная очищать язык от всего некрасивого, неэстетичного, неправильного, нелитературного).

Минуя главные ворота, мы попали в залитый солнцем внутренний дворик академии. Там нас встретили приветливые сотрудники, и наше знакомство с Академией началось. Огромные книжные стеллажи  одной из самых богатых библиотек поражали наше воображение. Именно тут в 1612 году вышел первый словарь, созданный лексикографами академии, который вызвал большой интерес и имел огромный успех во всей Европе. Vocabolariodegli Accademicidella Crusca - «Словарь академиков Академии Отрубей» – так буквально можно перевести название этой первоосновы лексикографии. Структура именно этого словаря легла в основу созданных позднее французских, немецких и английских аналогов.

Одна из комнат, видимо, когда-то предназначавшаяся для собраний членов Академии, особенно впечатлила нас: стены комнаты были увешены «совками» с изображенными на них гербами всех членов академии. Как оказалось, каждый герб, так или иначе, связан с процессом изготовления муки и хлеба (так метафорически представлена основная миссия Академии – очищение и формирование «чистого» языка), и при этом раскрывает характер владельца герба. Так, например, герб с изображенным на нем ежом, копошащемся в муке, указывает на «колючесть» характера владельца.

Нельзя не упомянуть и парк во внутреннем дворе академии, который произвел революцию в ландшафтном дизайне и с которого, по сути, и началось то, что теперь называют итальянским садово-парковым искусством. К сожалению, погода не позволила насладиться полностью красотой парка, но благоухающий аромат цитрусовых деревьев, которыми он так богат, надолго останутся в наших воспоминаниях о Флоренции.

Несмотря на начавшийся дождь, мы, согласно программе семинара, отправились в Академию изящных искусств(итал. Accademiadibelleartidi Firenze) для того, чтобы воочию увидеть знаменитую статую Давида работы Микеланджело Буанарроти. Академия искусств является первой академией живописи в Европе. В ее богатейшей коллекции – картины и иконы, бюсты и фрески. Одно из самых известных после Давида произведений искусства – «Рабы» работы Микеланджело. Стоит так же отметить, что статуя Давида негласно является символом, как Флоренции, так и эпохи Возрождения в целом.

Пятиметровый мраморный атлет поражает. Многие ученые спорят о неидеальных пропорциях Давида, но факт остается фактом - он идеален в своей «неидеальности». Каждая деталь скульптуры, мимика, рельеф мышц, взгляд – создается впечатление, что Давид сейчас сойдет с пьедестала и заговорит – невероятное ощущение энергетики скульптуры.

Проведя больше часа в залах Академии, понимаешь, что Флоренция действительно является сосредоточением жемчужин мирового искусства. Гуляя по галереям и улицам старинного города невзначай начинаешь жалеть, что не обладаешь талантом художника. И всё же теперь мы можем сказать, что мы были здесь, что мы получили эту уникальная возможность попытаться прочувствовать и понять, что двигало многими известными личностями, которые стремились во Флоренцию. В город, где рождались, творили, влюблялись или находили свой последний покой писатели, художники, скульпторы и даже лингвисты.