Беседа с заслуженным работником высшей школы РФ, заслуженным деятелем науки РТ, профессором В.А.Чугуновым

 

‑ Владимир Аркадьевич, что Вы думаете по поводу необходимости математического образования?

‑ На этот вопрос еще в XX веке дал ответ великий ученый Михайло Васильевич Ломоносов: «Математику только за то учить следует, что она ум в порядок приводит». Действительно, с самого зарождения науки математика является фундаментов всех научных дисциплин, а в комплексе с механикой они являются базисом всех наук, являющихся основным инструментом в познании окружающей действительности. Это особенно стало заметно на фоне достижений в других областях знаний в последнее десятилетие.

С помощью математических методов рассчитывают различные физические и химические процессы, показывают общие закономерности поведения экономических систем. К тому же матметоды с успехом применяются в геологии при поиске полезных ископаемых, в метеорологии при составлении прогнозов, в картографии, в социологии для систематизации тех или иных результатов. Безусловно, математический аппарат применяется в процессе проектирования сложных информационных систем. Таким образом, чтобы стать высококвалифицированным специалистом в любой области необходимо качественное математическое образование.

‑ И где можно получить такое образование?

‑ Если речь идет о Приволжском федеральном округе, то ответ однозначный: «В Институте математики и механики им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета».

‑ Тогда еще вопрос: куда подевался знаменитый механико-математический факультет Казанского университета?

‑ Чтобы прояснить ситуацию, окунемся немного в историю математического образования в Казанском университете.

Исследования и подготовка специалистов по математике и механике в Казанском университете начались с первых дней его образования (1804 г.), сначала в рамках отделения физических и математических наук, затем физико-математического факультета, с 1961 механико-математического факультета, а с 2011 года в рамках Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского (ИММ).

Таким образом, Институт математики и механики им. Н.И.Лобачевского, образованный на базе механико-математического факультета Казанского университета с включением Научно-исследовательского института математики и механики им. Н.Г.Чеботарева и части математического факультета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, впитал в себя все самые лучшие традиции вышеперечисленных подразделений.

Институт по праву гордится тем, что у его истоков стоял Николай Иванович Лобачевский – гениальный математик, творец неевклидовой геометрии. Его имя упоминается первым, когда заходит речь о Казанском университете. В прошлом веке славу Казанской школы математики и механики создавали такие известные математики и механики, как лауреат Государственной премии член-корр. АН СССР Н.Г.Чеботарев, лауреат Ленинской премии академик АН УССР А.З.Петров, лауреат Ленинской премии член-корр. АН СССР Н.Г.Четаев, академик АН Казахской ССР К.П.Персидский, академик АН БССР Ф.Д.Гахов, профессора Н.Н.Парфентьев, Б.М.Гагаев, М.Т.Нужин, Г.Г.Тумашев, К.З.Галимов, В.В.Морозов, А.П.Норден, Б.Л.Лаптев и др. Казанская школа математики и механики получила широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом. Большая заслуга в этом принадлежит академику Ю.Г.Коноплеву, академику РАЕН А.В.Костерину, член-корр. АН РТ М.М.Арсланову, член-корр. АН РТ Д.Х.Муштари, член-корр. АН РТ С.Р.Насырову, профессорам Л.А.Аксентьеву, А.Н.Шерстневу, А.В.Кузнецову, Н.Б.Ильинскому и многим другим сотрудникам института.

Сейчас ИММ КФУ представляет собой научно-педагогический коллектив, обладающий богатейшим опытом и прекрасными кадрами. На факультете работают 25 профессоров, докторов наук и более 60 кандидатов наук, обучаются более 750 студентов. Преподавателями и сотрудниками проводится большой объем научных исследований с участием студентов и аспирантов института. Эти исследования посвящены проблемам фундаментальной и прикладной математики, механики, математического моделирования, методике преподавания математики и информатики в школе и вузе, проблемам преподавания математики в многоязычной среде. Как видите, механико-математический факультет никуда не исчез, а вошел в состав нашего института.

‑ Владимир Аркадьевич, чтобы сориентировать абитуриентов, расскажите, пожалуйста, о структуре института и направлениях подготовки.

‑ Наш институт состоит из трех отделений.

Отделение математики включает:

Кафедру общей математики;

Кафедру алгебры и математической логики;

Кафедру геометрии;

Кафедру математического анализа;

Кафедру дифференциальных уравнений;

Кафедру теории функций и приближений.

Отделение механики включает:

Кафедру теоретической механики;

Кафедру аэpогидромеханики.

Отделение педагогического образования включает:

Кафедру теории и технологий преподавания математики и информатики;

Кафедру высшей математики и математического моделирования.

Кроме того, в институт входят научно-исследовательский центр «НИИММ им. Н.Г.Чеботарева», Учебная лаборатория компьютерной техники и Учебный центр.

Учебная лаборатория компьютерной техники, созданная для обучения основам информатики и владению компьютерной техникой, имеет пять классов, оснащенных современными персональными компьютерами и программным обеспечением, подключенными к корпоративной сети университета, имеющей скоростной выход в Интернет. Кроме того, студенты имеют возможность для своей научной работы использовать высокопроизводительные вычислительные системы, а студенты отделения механики получают практические знания на основе новейшего современного оборудования, которым оснащены лаборатории кафедр теоретической механики и аэрогидромеханики.

В институте реализуется двухуровневая подготовка по следующим направлениям:

010100.62 «Математика», общий профиль, форма обучения очная;

010800 «Механика и математическое моделирование», общий профиль, форма обучения очная;

050100 Педагогическое образование, профили: Математическое образование, информатика и IT-технологии, Математика и английский язык. Форма обучения очная.

С 2012 года открывается новое направление подготовки 010200.62 «Математика и компьютерные науки», профиль – Математическое и компьютерное моделирование, форма обучения очная.

По окончании четырех лет обучения выпускникам присваивается степень бакалавра математики, или бакалавра механики и математического моделирования, или бакалавра педагогического образования по соответствующему профилю.

По окончании бакалавриата выпускники могут продолжить свое обучении в магистратуре по любому направлению, реализуемому в Казанском университете. А те учащиеся, кого увлекла математика и механика, могут совершенствовать свои знания по магистерским программам института:

Теория функций и информационные технологии;

Функциональный анализ;

Комплексный анализ;

Уравнения в частных производных;

Алгебра;

Геометрия и топология;

Механика деформируемого твердого тела;

Механика жидкости, газа и плазмы;

Педагогическое образование: информационные технологии в физико-математическом образовании.

По окончании двух лет обучения выпускники получают степень магистра по соответствующему направлению подготовки.

Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в институте через аспирантуру и докторантуру. В аспирантуру могут поступать лица, имеющие степень магистра, либо закончившие специалитет. Направления аспирантуры практически совпадают с направлениями магистратуры. При институте работают четыре специализированных Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Такая солидная база по подготовки научно-педагогических кадров позволяет охватить весь спектр направлений, включая междисциплинарные, современной математики и механики и удовлетворить потребности Республики Татарстан и округа в специалистах данного профиля.

‑ Как правило, сегодняшних абитуриентов заранее волнует вопрос о трудоустройстве. Что скажете по этому поводу?

‑ Выпускники нашего института востребованы на рынке труда. Так заведено, что уже на старших курсах студенты определяются с местом работы, поскольку институт имеет обширные связи с производственными предприятиями, с предприятиями экономической сферы, где учащиеся проходят практику. Наши выпускники работают научными сотрудниками в вузах, институтах РАН, Академии Наук РТ, на промышленных предприятиях РФ и РТ, в IT компаниях и компьютерных фирмах, в банках, на биржах и других коммерческих структурах, трудятся преподавателями в вузах, техникумах, школах.

Выпускники Института математики и механики КФУ способны в кратчайшие сроки успешно овладеть любой профессией, в которой требуются системность мышления, умение проводить глубокий анализ проблем, строгая логика в принятии решения. Как подтверждение сказанному, приведу несколько фамилий наших выпускников, достигших значительных успехов в самых различных сферах деятельности:

Фомин Василий Михайлович ‑ академик РАН, доктор физико-математических наук, директор Института теоретической и прикладной механики им. С.А.Христиановича СО РАН;

Шагалиев Рашит Мирзагалиевич ‑ доктор физ.-мат. наук, первый заместитель директора ИТМФ РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров) по вопросам математического моделирования и вычислительных систем;

Гадыльшин Мурад Асфандиярович ‑ заместитель председателя Совета при Премьер-министре РТ по взаимодействию с международными финансовыми организациями;

Сорокин Валерий Юрьевич ‑ генеральный директор компании «Связьинвестнефтехим», член Попечительского совета К(П)ФУ;

Песошин Алексей Валерьевич – руководитель исполнительного комитета г. Казани;

Комаров Фоат Фагимович – депутат Государственной думы РФ;

Фахрутдинов Альберт Шамилович – депутат Государственного Совета  РТ, генеральный директор ЗАО «Кулон».

Естественно, что этот список может быть продолжен. Я привел имена тех, кого лично знаю и кто, несмотря на дефицит времени, продолжает оказывать внимание нашему институту. Думаю, что те абитуриенты, которые придут учиться в Институт математики и механики им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета не будут испытывать трудности с последующим трудоустройством.