Профессия журналиста сложна и неоднозначна. Человек, в дипломе которого стоит запись «присвоена квалификация «Журналист», на самом деле не всегда уверен в том, что его профессия самая лучшая. Не уверен хотя бы потому, что жить, ощущая каждую минуту, даже в нерабочее время, груз ответственности за любое сказанное или написанное слово, очень нелегко. Причем ответ журналисту приходится держать не только перед самим собой и своей совестью, но и перед тысячами читателей и зрителей, перед властью государственной, региональной и муниципальной, перед редактором и учредителем, перед законом, в конце концов…

Об особенностях одной из древнейших профессий мы говорим с человеком, который уже многие годы принимает непосредственное участие в воспитании новых поколений журналистов, – деканом факультета журналистики и социологии, заведующим кафедрой татарской журналистики, доктором филологических наук, профессор Василом Гарифуллиным.

– Васил Загитович, когда и как начиналась история факультета журналистики и социологии?

– Кафедра журналистики в университете была образована в 1962 году. Правда, еще раньше, в 1920-1930 годы, в Казани действовали так называемые коммунистические школы журналистики. Только в 1959 году на отделении татарской филологии историко-филологического факультета КГУ была открыта специализация по татарской журналистике. Учились тут заочно. Студенты были скорее филологами, специализирующимися в области журналистики, но несколько предметов по журналистике им преподавали. А через три года открылась кафедра журналистики. Это была общая заслуга тогдашнего председателя Союза журналистов республики Шамси Хамматова, профессоров кафедры татарской литературы Казанского университета Хатипа Усманова и Мухаммета Гайнуллина, а также писателя Гази Кашшафа.

Первым заведующим новой кафедры стал известный филолог, профессор Иван Георгиевич Пехтелев. Очень многое сделал для развития кафедры журналистики и нашего факультета замечательный педагог и журналист Флорид Агзамов, который стал первым его деканом и возглавлял факультет с 1990 по 2002 годы. Некоторые из тех, кто стоял у истоков кафедры, до сих пор у нас работают. Это – Джавид Галимович Акчурин, Людмила Михайловна Пивоварова, Андрей Александрович Роот…

Кафедра журналистики Казанского университета до конца 1980-х годов оставалась единственным центром журналистских кадров во всем Поволжье. Сюда приезжали учиться абитуриенты со всего Советского Союза. Это теперь во многих регионах обучают специальности «журналистика» – кстати, благодаря усилиям и наших выпускников, как это было в Мордовии, в Удмуртии… Филиал в Набережных Челнах тоже был организован нашими преподавателями и выпускниками. За эти годы из стен факультета вышло более четырех тысяч специалистов. Сейчас ежегодно выпускаем более ста журналистов по дневной и заочной формам обучения.

– Но ведь и социологов тоже?

– Да, на нашем факультете есть еще два направления подготовки: социологии, а также рекламы и связей с общественностью. К слову, такой конгломерат – журналистика, социология, реклама, связи с общественностью – есть только в Казанском университете, и больше ни в одном вузе. Есть отделения журналистики в составе филфака, истфака, есть факультеты филологии и журналистики. А чтобы журналисты учились вместе с представителями социологических и политологических наук – только у нас. Наверное, это оправданно, ведь журналист должен быть и социологом, и политологом, и отчасти философом…

– Как вы отбираете студентов на эти три специальности? Какие результаты ЕГЭ должны принести абитуриенты?

– На отделение журналистики мы принимаем по результатам ЕГЭ по русской литературе (это – профильный предмет) и русскому языку. Кроме того, мы проводим обязательный творческий экзамен, в рамках которого проверяем грамотность, эрудицию и творческие способности абитуриента.

Поступающие на направление «социология» приносят в приемную комиссию результаты ЕГЭ по обществознанию, математике и русскому языку. А на отделение по связям с общественностью поступают на основании результатов ЕГЭ по обществознанию, иностранному и русскому языкам.

– Какой конкурс ожидает абитуриентов в этом году?

– Конкурс большой, хотя он в основном виртуальный. Это связано с введением ЕГЭ и тем, что абитуриент может подать документы сразу по нескольким специальностям. На отделении социологии, например, на 25 бюджетных мест было подано более одной тысячи заявлений. Посчитайте сами, сколько человек стремится на одно бюджетное место? Поэтому сегодня уже более половины студентов оплачивают свое обучение.

– И как они учатся? Есть ли разница между «бюджетниками» и «договорниками»?

– Мы замечаем, что студенты, которые обучаются за плату, более ответственные. Они более требовательны к тому, чтобы не срывались занятия, иногда даже требуют дополнительных занятий. Такие студенты хотят получить крепкие знания.

– А вообще, какие они, нынешние студенты?

– Подготовлены они неплохо. Знают Интернет, следят за компьютерными технологиями… Но я замечаю, что книг они читают меньше, литературу и историю плохо знают...

Хватает ли в нашей республике профессиональных журналистов, специалистов  по связям с общественностью, социологов? Много ли ваших выпускников становятся профессионалами в полном смысле этого слова?

– По нашим данным, большинство выпускников нашего факультета работает по своей специальности. Социологи, скажем, трудоустраиваются не только в центрах социологических исследований, но и преподают в вузах, активно занимаются наукой, предпринимательской деятельностью.

План приема на факультет обеспечивает только четвертую часть ежегодно требуемых в республике специалистов и в области журналистики, и в области связей с общественностью. Для полноты картины скажу так: сейчас в Республике Татарстан насчитывается около 1200 зарегистрированных СМИ, сотни служб по связям с общественностью и пресс-служб, а мы ежегодно выпускаем чуть более ста дипломированных специалистов. Хотел бы подчеркнуть и то, что профессионалами в области средств массовой коммуникации становятся, как правило, не сразу, а по истечении определенного времени. Ведь профессии, получаемые на нашем факультете, – это сплав таланта, умений и навыков, широкого кругозора и глубоких знаний. И мы гордимся тем, что большая армия наших выпускников добилась немалых успехов в своей профессиональной деятельности.