Педагогический институт Казанского университета открыт 28 мая 1812 года. Первым директором института был утвержден профессор, писатель, поэт, педагог и историк Ф.К. Броннер. К подготовке учителей привлекались такие известные ученые, как Н.И. Лобачевский, А.М. Бутлеров, И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, К.К. Фойгт, Н.И. Ильминский и многие другие. Выпускники, прошедшие обучение в институте в течение 3-х лет, после экзамена получали или степень магистра, или назначались учителями. Таким образом уже через 3 года после своего открытия Институт обеспечивал потребность в подготовке учителей высшей квалификации для гимназий и уездных училищ Поволжья, Кавказа,Урала,Сибири, а также ряда губерний центра Российской империи.

Кроме подготовки учителей, актуальным был и вопрос повышения квалификации действующих учителей. Впервые курсы повышения квалификации начали проводиться в 1850-м году, а к 1870 г. система повышения квалификации сложилась окончательно. Практически каждый учитель один раз в год проходил повышение квалификации, а опытные учителя передавали свои навыки молодежи.

В настоящее время Казанский университет поддерживает и развивает 200-летние традиции педагогического образования. Фундаментальность педагогической и психологической подготовки будущих учителей обеспечивается такими учеными, как В.И.Андреев, З.Г.Нигматов, Р.А.Валеева, В.Ф.Габдулхаков, И.Э.Ярмакеев, Л.М.Попов, А.О.Прохоров, Б.С.Алишев, другими докторами педагогических и психологических наук. Достижение высокого уровня подготовки учителей-предметников обеспечивается участием в образовательном процессе таких профессоров, как А.В. Аганов,Б.И.Кочелаев,В.И.Галкин,В.А.Яковлев,Р.Х.Латыпов, Ю.П.Переведенцев, Е.А.Чиглинцев,Ф.Л.Ратнер и др.

Практическая ориентированность педагогического образования достигается активным сотрудничеством Казанского университета с Министерством образования и науки РТ, отдельными учреждениями образования, наличием сети базовых школ и стажировочных площадок, реализацией целого комплекса практико-ориентированных проектов в области развития одаренности детей и подростков, работы с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, поликультурного развития учащихся и т.д.

Реализация инновационных подходов к повышению компетентности работающих учителей является предметом деятельности Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, входящего в структуру Института педагогики и психологии КФУ.
Глубокие исторические традиции, подкрепляемые компетентным профессорско-преподавательским составом университета, современной материально-технической базой, создают условия для позиционирования Казанского федерального университета  как одного из ведущих центров развития образования Приволжского федерального округа.