Сегодня, 26 марта, в КФУ  состоялось открытие VII ежегодной Международной  студенческой конференции «Точка зрения» - «Качество образования в ведущих российских вузах в представлении студенчества».

Организаторами мероприятия выступили Департамент по молодежной политике и Координационный Совет общественных студенческих организаций и объединений Казанского федерального университета, они же предложили тематику конференции. 

Более 170 представителей из 54 ведущих  университетов России и стран СНГ приехали в Казань для того, чтобы высказать свою точку зрения на то, как повысить качество образования.

На торжественной церемонии  открытия студенческое сообщество приветствовали президент КФУ Мякзюм Салахов, депутат Государственной думы РФ Ильдар Гильмутдинов, председатель комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки России по делам молодежи Антоний Швиндт, профессор кафедры немецкого языка Института языка КФУ Фаина Ратнер.

«Посмотреть на проблемы с различных точек зрения – очень важно. Но самое главное, чтобы результаты вашего труда не остались внутри этого зала, а пошли дальше в виде рекомендаций, - обратился к участникам конференции Мякзюм Салахов. - Я считаю, что самое главное в образовании – мотивация, если люди сами хотят получить образование, то оно будет качественным».

Ильдар Гильмутдинов, в свою очередь, отметил, что государство делает все возможное для того, чтобы те вузы, которые дают некачественное образование, прекращали свою деятельность. «По результатам государственного мониторинга 127 вузов будут в этом году закрыты», - сообщил он. Кроме того, депутат Государственной Думы призвал лидеров студенческих организаций поддержать студенческое сообщество Республики Крым и помочь им влиться в студенческую среду России. «Они ждут этого и нуждаются в этом», - заметил он.

Фаина Ратнер в своем выступлении  подробно рассмотрела нюансы нашей  системы образования и попыталась ответить на вопрос «Почему российские вузы находятся в международных  рейтингах на таких невыгодных позициях?» По мнению профессора, в то время как российские рейтинги делают акцент на таких показателях, как баллы ЕГЭ, зарубежное сообщество уделяет больше внимания репутации вуза в академической среде, цитируемости, соотношению преподавателей и студентов и численности иностранных студентов, которое должно быть как минимум 10 процентов.

«За рубежом детей не заставляют учиться, - заметила Ратнер и добавила: - Они не стыдятся того, что ребенка не тянет получать высшее образование. Вы где-нибудь видели у нас, чтобы сын профессора был поваром? Нет, а для них это в порядке вещей. Молодые люди должны сами делать свой выбор».

По мнению ученой, для того, чтобы  улучшить качество образования, изменения необходимо внести в образовательный процесс, конкретнее, должна быть увеличена доля самостоятельной работы, повышен уровень мобильности студентов. «По моему мнению, востребованный на рынке труда специалист – зрелая личность и интеллигент, иначе быть не может», - резюмировала Ратнер.

Антоний Швиндт, начав свое выступление, заметил, что место проведения мероприятия не случайно. «Казанский университет и все федеральные вузы – оплот системы качественного образования», - подчеркнул он. Далее Швиндт обратился к истории возникновения ведущих европейских образовательных учреждений, он рассказал, что университеты возникали из объединений молодежи, которая хотела чему-то научиться, взять по максимуму от мастера. «Сегодня роль студенческих организаций в России незначительна», - высказал он свою точку зрения. - В то время как за рубежом возвращаются к прошлой практике, студенты сами выбирают, у какого преподавателя им учиться».

Свое выступление Швиндт закончил призывом к действию: «Все предложения новых проектов должны исходить от вас. Мы готовы помогать!»

 

На пленарной части конференции  также выступили лидеры студенческих объединений нескольких российских вузов. Они отметили, что приоритетная задача вуза – подготавливать специалистов, которые будут востребованы в  будущем, а для повышения качества образования, прежде всего, необходимо улучшить условия процесса обучения.

Добавим, в течение двух дней, которые  выделены на проведение мероприятия, молодые люди будут работать в рамках секций: «Роль студенческих и молодежных объединений в трансформации научных и образовательных процессов в России и странах СНГ», «Гуманитарное образование и особенности его развития в российских вузах», «Деятельность студенческих объединений в системе повышения качества высшего образования».

Также запланировано проведение круглых столов по темам: «Возвращение воспитательной работы со студентами в аккредитационные показатели», «Стипендиальное обеспечение в вузах», «СНО 2.0: плюсы и минусы, возможности реализации».

По результатам конференции планируется принятие резолюции.